Когда-то давно, еще в школе, учительница задала нам вопрос, может ли человек работать без отдыха в течение всей жизни. Мы, конечно же, сказали, что не может, так как устанет. А учительница тем временем плавно перешла к тому, что в человеке есть орган, который, несмотря ни на что работает именно всю жизнь без остановки, не устает. Как же ему это удается? И мы плавно перешли к теме «Работа сердца». Оказалось, что оно у нас трудится в довольно интересном режиме, умудряясь отдыхать между
сокращениями. Более того, внезапно мы узнали, что отдыхает оно столько же, сколько и работает! Ведь при частоте сокращений 75 ударов в минуту 0,1 секунды отводится на сокращение (систолу) предсердий, 0,3 секунды – на сокращение желудочков и 0,4 секунды – на общее расслабление (диастолу).
После этого мы потом долго фантазировали, как это свойственно мальчишкам, можно ли подобный режим работы спроецировать на что-нибудь еще, помимо сердечной деятельности. К примеру, взять обычный рабочий день взрослого человека. Его можно разбить примерно на три части: 8 часов отводится на профессиональный труд, 8 – на сон и еще столько же на все остальное в совокупности. А что, если сделать так: час потрудился, час поспал, час отдал бытовым делам (сходил в магазин, подмел, вскопал грядку и т. п.)? «Нет, – говорили одни, – этак не выспишься!» «Ага, – говорили другие, – так ведь на протяжении часа работы ты же все равно не все 60 минут работаешь, а иногда можешь вообще ничего не делать или тоже спать, а зарплату тебе все равно платят!» «И что же можно наработать, если ты трудишься продавцом в сельмаге, на часах 4 утра, стоишь у прилавка, а клиентов нет?» – ехидничали третьи. «Почему же нет, – возражали четвертые, – если у всех будет такой режим, то обнаружится очень много бодрствующих, которым и в 4 утра надо в магазин».
Позже, уже студентами, проходя на биолого-химическом факультете педвуза эту же тему, мы снова начали фантазировать, как бы было необычно перераспределить наше время работы/отдыха в глобальном, так сказать, масштабе. Не час/час/час, а день/день. Ведь, если сложить все выходные и праздники в году, на 247 рабочих дней выйдет 118 праздничных, то есть аккурат треть от общего количества. Добавьте к ним месяц (у учителей два месяца) отпуска – еще больше. Так почему бы не поиграть на этом? Можно ведь предложить человеку, принимая его на работу, что он будет, например, трудиться без перерыва 200 дней подряд, зато потом ему положено 165 дней сплошного отдыха, причем оплачиваемого (тема сверхурочных, как говорится, открыта). Вы бы согласились на такое? Или же, к примеру, можно, наоборот, сделать так: никаких тебе 5/2 или 6/1, только так: два дня работаешь – один отдыхаешь, день работаешь – день отдыхаешь, и так в течение всего года. Да, у тебя не будет возможности уехать на целый месяц куда-нибудь в Крым или в Саратов, но, кто его знает, может быть, кого-нибудь устроит именно такой график?
А еще спустя какое-то количество лет, когда мы пошли работать и стали получать за это деньги, затронутая однажды проблема внезапно всплыла в очередной раз. Потому что, когда тебе выплатили зарплату в начале месяца, а ты ее просадил в несколько дней, вряд ли тебя спасет аванс. Так не лучше ли организовать выплату по итогам не месяца, а, скажем, недели? Или даже дня? А может, вообще сделать сдельную оплату труда, чтобы за каждую активность тебе каждый раз капала копеечка, и если ты ничего не делаешь, то ничего и не получаешь?
…Согласитесь, все это можно было бы посчитать именно что фантазиями, причем детскими. Но давайте-ка лучше оглянемся вокруг и посмотрим, что из этих буйных выдумок уже реализовано на практике и что это дало людям. Увиденное вас поразит.
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии