На II Всероссийском совещании в Москве подводились итоги эксперимента по введению единого государственного экзамена.
Следует отметить, что концепция контрольно-измерительных материалов (КИМ) в 2002 году практически осталась той же, что и в 2001-м. Те же три варианта заданий: с выбором ответов (тип А), конструируемый краткий ответ (тип В) и в свободной форме (тип С). Первые два задания оценивались по принципу “верно – неверно” (0 или 1). Третье задание проверялось специально подготовленными экспертами и оценивалось в более широком диапазоне баллов (0 – 3). Что же изменилось?
Время – деньги
В целях усиления режима секретности и увеличения объективности результатов ЕГЭ Центр тестирования (ЦТ) Минобразования РФ внес предложение об использовании бланков ответов, содержащих штрих-код. Предложение было одобрено. В результате этого по сравнению с 2001 годом кардинально изменилась технология проведения ЕГЭ. Центром проделана большая работа по усовершенствованию формы машиночитаемых бланков и программного обеспечения для подготовки экзаменационных материалов. Для регионов были разработаны и утверждены инструктивные материалы. К сожалению, учреждения образования получили инструкции всего лишь за месяц до начала цикла ЕГЭ. Тем не менее ЦТ успел обеспечить участников эксперимента всеми необходимыми материалами до начала первого экзамена. В регионы были высланы комплект инструктивных материалов, пропуска ЕГЭ, калькуляторы, информационные плакаты, бланки протоколов экспертов, дополнительные бланки черновиков. В конце апреля ЦТ на своей базе организовал учебу системных администраторов региональных центров обработки информации (РЦОИ). А в начале апреля в ЦТ были переданы КИМы по восьми предметам. Подготовлены оригинал-макеты всех вариантов, на все бланки ответов нанесены уникальные штрих-коды. С апреля по июль упаковано, запаяно, отсканировано около 240 тысяч индивидуальных пакетов. Каждый из них содержал по три бланка ответа, черновик, КИМы соответствующего варианта.
Завышение цифр
Существенно затруднило деятельность Центра тестирования завышение в заявках некоторых регионов количества участников ЕГЭ.
Вот что говорят цифры. В июле заявленное число участников ЕГЭ по русскому языку в совокупности по всем регионам составило чуть более 52 тысяч человек. А фактически в экзамене участвовала всего 21 тысяча выпускников. По математике заявлено около 50 тысяч. Фактическое участие – 14 тысяч. В других регионах ранее заявленное количество резко возрастало буквально за несколько дней до начала экзаменов.
Специалисты ЦТ считают, что в регионах должны тщательнее работать над сбором заявок и своевременно информировать об их изменениях. И, безусловно, надо установить персональную ответственность за предоставленную информацию.
Конечно же, были недочеты и шероховатости и в работе Центра тестирования. Так, например, в двух регионах в несколько школ на экзамен по математике поступили КИМы по русскому языку. Были факты технического брака отдельных экзаменационных материалов – два одинаковых бланка ответов в одном индивидуальном пакете, непропечатанные листы. В ходе окончательной обработки возникали отдельные ошибки при объединении результатов ЕГЭ с разных бланков.
Есть факты нарушения и в регионах. Назовем некоторые из них. Отмечено несколько случаев распечатывания и переупаковки пакетов перед экзаменами. Случались неоправданно долгие задержки в региональных центрах обработки информации (РЦОИ) результатов проверки части С (заданий в свободной форме). Реально по наиболее массовым предметам результаты проверки поступали в ЦТ через 7-10 дней. Это очень большой срок.
Вероятность ошибок возрастет
В Центре тестирования считают, что разработка КИМов к циклу 2003 года будет значительно осложнена. Экзаменационных материалов потребуется примерно в два раза больше, и варианты КИМов должны быть готовы не в апреле, а сданы в ЦТ уже в феврале (не позднее первого марта).
Резкое возрастание числа участников ЕГЭ в 2003 году, естественно, приведет к увеличению объемов предварительных работ и числа исполнителей. Вероятность сбоев организационно-технологической системы возрастает. Для компенсации этого факта необходимо повысить надежность функционирования каждого элемента системы.
Кроме этого, перед Центром тестирования стоит задача усовершенствования проведения ЕГЭ в 2003 году. Необходимо проработать вопрос об ответственности организации, членов предметной комиссии, технических исполнителей и руководителей органов управления образованием за нарушения в проведении ЕГЭ. Те проблемы, которые возникают из-за дефицита времени, нельзя считать следствием плохой технологии или низкой квалификации исполнителей. В ЦТ уверены, что утверждение организации, проводящей ЕГЭ, не менее чем за пять месяцев до начала экзаменов позволит более рационально разработать, утвердить и обеспечить регионы всеми необходимыми материалами.
На помощь придет компьютер
Специалисты сделали вывод, что необходимо повышать квалификацию организаторов ЕГЭ. Долговременная поставка оборудования позволит осуществить более тщательный тренинг технического персонала. Поднимается вопрос о том, что проведение широкомасштабной репетиции в регионах просто необходимо – начиная с проведения тестирования и заканчивая обработкой результатов. Также необходимо усовершенствовать механизм передачи всех функциональных материалов, и в первую очередь экзаменационных, потому что при каких-либо недостачах сложно установить виновника.
В 2003 году Центр тестирования готов разработать и провести эксперимент с широким использованием компьютерных технологий. У ЦТ уже имеется опыт проведения компьютерного тестирования. В 2002 году было проведено более 70 тысяч подобных исследований.
Михаил БОНДАРЕВ
Комментарии