search
main
0

В режиме реального времени. В Липецком государственном техническом университете готовят специалистов экстра-класса

​Липецкий государственный технический университет поражает многим. И масштабом – ЛГТУ включает 14 корпусов, мини-Дворец спорта, общежитие, спортивно-оздоровительный лагерь «Политехник», свои святыни – малый храм-часовня Святой Татьяны и храм Сергия Радонежского. А сколько уникального, поистине бесценного новейшего оборудования в его стенах! Но главное – в вузе сегодня реализована модель непрерывного профессионального образования – от школы до повышения квалификации готовых специалистов. Недаром в прошлом году университет стал лауреатом конкурса «100 лучших вузов и НИИ России».

Этот региональный опорный вуз по праву занимает особое положение в системе образования области. Здесь внимание к качеству профессионального образования всегда было повышенным – флагманом экономики региона в советские времена являлся Новолипецкий металлургический завод, ставший ныне ОАО «НЛМК», да и сейчас он приносит почти треть доходов местного бюджета. А ЛГТУ всегда отвечал за подготовку высших технических кадров как для этого металлургического гиганта, так и для других промышленных предприятий области, в настоящее время около 60% их инженерных кадров – выпускники вуза.Техническое образование, которое последние два десятилетия было в загоне, сейчас вновь на острие внимания власти и общества. В Липецком государственном техническом университете оказались полностью готовы к вниманию государства и частного бизнеса, сохранив в лихие 90-е и затем приумножив свою материально-техническую базу.А база была крепкой и хорошо продуманной. В ЛГТУ помнят и гордятся предшественниками, создавшими университет. До 1973 года вуз был Липецким филиалом Московского института стали и сплавов (МИСиС) и в нынешнем виде был задуман Юрием Дмитриевичем Железновым, ректором вуза в 1969-1986 годах. Об его уровне как руководителя говорит тот факт, что затем Железнов возглавлял уже сам МИСиС.Но и современному руководству университета есть что сказать и показать: аудитории и классы оснащены новым современным учебно-лабораторным и медийным оборудованием, способным обеспечить в реальном времени прямую видеотрансляцию технологических и производственных процессов действующего металлургического производства ОАО «НЛМК», в том числе видеосервисом, позволяющим в том числе проводить вебинары с участием преподавателей из других регионов страны и из заграницы. К слову, ЛГТУ давно и успешно поддерживает связи с другими техническими вузами России – МИСиС, МГТУ им. Баумана, МФТИ, СпбГТУ, Уральским федеральным университетом, региональными вузами из Центрально-Черноземного региона и т. д., тем более что готовит специалистов для всей России.В Металлургическом институте ЛГТУ, созданном в 2010 году по совместной инициативе с Новолипецким металлургическим комбинатом, нам продемонстрировали уникальную учебную технику вроде спектрометров и стендов по гидравлическим приводам и гидроавтоматике ОАО «НЛМК». А виртуальные модели рабочих мест операторов действующей доменной или сталеплавильной печей или стана горячей прокатки, на которых студенты в режиме реального времени отрабатывают все этапы производства, впечатляют даже человека, не посвященного в тонкости металлургического производства.- Нисколько не преувеличивая, скажу вам, что у нас есть уникальное оборудование, которое вы мало где увидите в нашей стране, – считает ректор ЛГТУ Анатолий Погодаев. – Причем мы работаем на опережение – некоторого исследовательского оборудования даже еще нет на отечественном производстве, но оно там рано или поздно появится, а наши выпускники уже будут готовы на нем трудиться. Только так можно оставаться лидером в образовании…И с ним полностью согласны проректоры вуза по учебной и научной работе, а также директор Металлургического института ЛГТУ, главный специалист дирекции по персоналу ОАО «НЛМК» Вячеслав Чупров.- Мы постоянно участвуем в российских и международных научно-технических конференциях, выставках, семинарах, рассказываем о своих достижениях и, конечно, изучаем интересный опыт коллег, приобретаем новое оборудование, – подтверждает мысль руководителя проректор по учебной работе Юрий Качановский.Отношения с работодателями – это отдельный, огромный пласт работы ЛГТУ, нынешнее руководство которого смогло не только сохранить, но и развить эти связи на новом уровне. Новолипецкий металлургический комбинат, в состав которого входят десятки предприятий как в России, так и за рубежом, – стратегический партнер и основной работодатель выпускников университета. Поэтому здесь особое внимание уделяют практическим занятиям на реально действующих агрегатах предприятия, которые проходят на комбинате (кстати, НЛМК платит студентам, участвующим в этой программе дополнительного профессионального обучения, собственную стипендию). Поддерживает комбинат и одаренных студентов, ежегодно выплачивая именные стипендии 30 лучшим из них.В оснащении вуза помогают не только партнеры и работодатели. Не менее активно вуз зарабатывает на свое развитие и сам. В частности, участвуя и побеждая в федеральных программах поддержки профессионального образования. Так, в рамках федеральной целевой программы развития образования и областной комплексной программы по модернизации профобразования ЛГТУ было выделено на свое развитие более 42 миллионов рублей, а победа во Всероссийском конкурсе «Кадры для регионов 2013-2014 гг.» принесла техническому университету 95,5 миллиона рублей. Из этих же средств стало возможным и повысить зарплату преподавателям: сейчас она в среднем примерно на 30% выше средней зарплаты по экономике региона.Но не о хлебе едином, то есть о производстве, думают в ЛГТУ. Обновление производства невозможно без научных разработок. Ректор университета Анатолий Погодаев уверен, что возможное сокращение в вузах магистратуры, аспирантуры и докторантуры ЛГТУ не затронет, ведь университет имеет все условия для качественной подготовки научных кадров.Маленькая ремарка: наверное, не случайно именно Погодаев в свое время был выбран председателем Совета ректоров вузов Липецкой области. Он умеет работать и с представителями крупного бизнеса, и с властью. Так, недавно был подписан договор между Советом ректоров и главой администрации области Олегом Королевым о сотрудничестве, что позволяет вузам существенно влиять на подготовку важных для развития образования и науки решений региональной власти.Так вот о науке: исследовательской деятельностью занимаются 12 структурных подразделений вуза, в том числе НИИ, проектно-конструкторское бюро, патентно-лицензионное подразделение, бизнес-инкубатор. Основных научных направлений вуза 10, среди них – высокоэффективные технологии и оборудование в области машиностроения, ноосферические технологии на транспорте, экология Центрально-Черноземного региона РФ.Липецкий государственный технический университет обоснованно может называть себя инновационным (от англ. innovation – «внедренное новшество») вузом, потому что как раз внедренных в производство изобретений в его стенах сделано немало и вообще отлично выстроена цепочка «образование – наука – производство». Этому способствует и создание бизнес-инкубатора и центра инжиниринга. Действует 5 малых предприятий на базе полученных научных патентов. Разработаны сотни новых технологий.- Мы, к примеру, научились сваривать чугунные трубопроводы для вечной мерзлоты, – рассказал нам Игорь Володин, проректор по научной работе ЛГТУ. – Были заказы на разработку технологий сварки как для северных, так и для южных регионов страны.И это лишь один из примеров научно-исследовательской работы, на которой вуз успешно зарабатывает миллионы рублей.Разумеется, чтобы получать такие результаты, нужны умные абитуриенты, а значит, необходимо выстраивать систему довузовской подготовки, в которую входят, в частности, созданные профориентационные классы во многих школах области (сейчас их 28), а также физико-математическая школа «Эврика».Ну а самое последнее достижение университета при содействии администрации Липецкой области – открытие нового центра молодежного инновационного творчества «Новатор», ставшего победителем конкурса Министерства экономики РФ. Ученики «Новатора» – школьники и студенты – до этого неоднократно становились лауреатами в различных номинациях на международных выставках изобретателей, Всероссийском телевизионном конкурсе изобретателей «Фабрика мысли. Идея для России», Всероссийской выставке творческих работ НТТМ.Словом, модель непрерывного образования «школа – вуз – производство», которую выстраивают в ЛГТУ, в действии. О ее последней составляющей здесь тоже не забывают. В университете множество программ послевузовского образования, а также повышения квалификации. Они рассчитаны как на преподавателей высших учебных заведений, так и на специалистов предприятий.Но не думайте, что здесь учатся и работают одни зубрилы и отличники производства. Честно говоря, я немного завидую студентам ЛГТУ. И не только потому, что они могут, по выражению ректора, учиться в вузе «не надевая пальто» (здания-то связаны между собой переходами, и можно, не переодеваясь, пройти, например, из лаборатории в общежитие), и не только из-за уникального оборудования и практически стопроцентного трудоустройства. Условия для отдыха, спорта и творчества у них не менее шикарные, чем для учебы. Видели бы вы роскошный учебно-спортивный комплекс: несколько бассейнов (в их числе два детских), несколько спортзалов, в том числе для занятий фитнесом и степом, тренажерные залы! В актовом зале, самом большом в области, впору кинофестивали проводить (мне обещали над этим подумать). А фестиваль «Студенческое лето» областного уровня, который недаром проходит в спортивно-оздоровительном лагере ЛГТУ «Политехник»?!- Смотришь на наших талантливых ребят и удивляешься, почему они в инженеры пошли, а не в артисты? – смеется ректор….В заключение хочется добавить, что ЛГТУ не замыкается в своих стенах, а опытом и знаниями делится с коллегами: университет входит в производственно-образовательный кластер металлургического профиля, в составе которого также Липецкий металлургический колледж и Липецкий политехнический техникум.Цифры и фактыВ Липецком государственном техническом университете органично сочетается несколько направлений: естественно-научное, техническое, гуманитарно-социальное, экономическое.ЛГТУ реализует основные образовательные программы по 105 направлениям (специальностям) подготовки, в том числе по 46 специальностям, 40 направлениям подготовки бакалавров, 19 направлениям подготовки магистров, а также по 39 программам подготовки кадров высшей квалификации, 3 программам дополнительного профессионального образования по профилю вуза, 2 программам среднего профессионального образования.В университете 3 института, 7 факультетов, 44 кафедры, в том числе общенаучные и специальные; аспирантура по 39 научным специальностям и докторантура по 7 научным специальностям; 2 специализированных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте