search
main
0

В режиме нон-стоп. Интеграция основного и дополнительного образования дает результаты

Проблемы нашего образования – от пресловутых учебных перегрузок и неуспешности до ползучей детской беспризорности; от весьма распространенного в наш век сиротства при живых родителях до бытовой наркомании, ухудшения здоровья школьников и прочих вопиющих язв. В пользу школы нон-стоп, работающей без остановок и доступной детворе весь день, высказались видные политики, ученые, писатели, родители. Поэтому с 2004 года наша школа работает как «Школа полного дня».

Режим работы школы реализует полную интеграцию основного и дополнительного образования, при этом стерта граница между так называемыми первой и второй половинами дня. Для каждого класса, группы внутри класса, отдельного учащегося выстраивается индивидуальная траектория образовательного процесса, где сочетается общеобразовательная подготовка, подготовка повышенного уровня по наиболее интересующим предметам и образовательным областям, спортивно-оздоровительная работа, дополнительное образование компенсирующего характера, досуг.

Центр дополнительного образования как структурное подразделение школы стал координационным органом, обеспечивающим взаимосвязь всех участников образовательного процесса, разрабатывающим и оформляющим необходимую документацию, направленную на создание оптимальных условий для самовыражения и самоопределения учащихся школы. Такая организационная модель позволяет работать по единому плану большому педагогическому коллективу, где кроме школьных учителей есть педагоги дополнительного образования, специалисты культуры. Вторая половина дня оказывает существенное влияние на первую.

В Центре дополнительного образования пролицензированы 11 направлений, работают более 40 объединений, кружков, секций, факультативов, в которых представлены самые разнообразные виды деятельности. В системе дополнительного образования трудятся 52 педагога и воспитателя в класс-группах школы полного дня.

Вся система дополнительного образования работает по таким направлениям, как научно-техническое, спортивно-техническое, физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, эколого-биологическое, военно-патриотическое, социально-педагогическое, культурологическое, естественно-научное, социально-экономическое, туристско-краеведческое. Каждый ребенок может выбрать себе занятие по душе, посещая такие кружки, секции и объединения:

1. За страницами учебника русского языка

2. Риторика

3. Английский для совершенствующихся

4. Английский язык – литературный и грамматический курс

5. Немецкий язык

6. Французский язык

7. Испанский язык

8. За страницами учебника математики

9. Юный химик

10. Юный физик

11. Юный натуралист

12. За страницами учебника географии

13. Хозяюшка и домоводство

14. За страницами учебника истории

15. Спортивные игры

16. Футбол

17. Единоборства

18. Баскетбол

19. Большой теннис

20. Настольный теннис

21. Эстафета и командные спортивные игры

22. Шахматы

23. Студия изобразительного искусства

24. Прикладное изо

25. Лепка

26. Эстрадно-вокальная студия

27. Театральная студия

28. Хореография и танцы

29. Аэробика

30. Художественная гимнастика

31. Чечетка (степ)

32. Ансамбль

33. Восточный танец

34. Танцевально-балетная шоу-группа

35. Практический курс компьютерной среды ЛогоМиры

36. Современные информационные технологии

37. Программирование

38. Компьютерные проекты

39. Цифровая фотостудия

40. Гитара

41. Бисероплетение

42. Оригами и кручение бумаги

43. Мягкая игрушка

44. Плавание

45. Верховая езда

46. Техническое моделирование

47. Лего-роботы.

Важной составляющей работы Центра дополнительного образования стало создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, в связи с этим решается задача формирования у учащихся общей культуры и как ее неотъемлемой части – культуры здоровья.

Во всех объединениях дополнительного образования уроки строятся с соблюдением строгой дозировки учебной нагрузки; с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдением гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); благоприятного эмоционального настроя.

Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в школе полного дня, в силу своей специфики должна отражать весь учебно-воспитательный процесс и оздоровительный процесс в целом.

Программы, предложенные педагогами нашей школы, чрезвычайно разнообразны. Это:

Развивающие, направленные непосредственно на укрепление здоровья, развитие личностного самообразования, активности, самостоятельности, общения.

Познавательные – развитие познавательного интереса, включенность в научную деятельность.

Мотивационные – создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности, сотрудничества, включения в активную деятельность, ситуации успеха.

Социально-педагогические – формирование общественной активности, реализация в социуме.

Обучающие – формирование социальных знаний, умений, удовлетворение образовательных потребностей.

Эстетические – аккуратность, опрятность, культура поведения, умение ценить красоту.

Реализация этих программ позволяет добиваться оптимальных результатов и в учебной, и в воспитательной сферах деятельности школы.

Современная программа дополнительного образования, реализующаяся в школе полного дня, в силу своей специфики должна отражать весь учебно-воспитательный и оздоровительный процесс в целом.

Все авторские программы по дополнительному образованию в нашей школе утверждены в установленном порядке в Московском институте открытого образования, они ориентированы на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются навыки здорового образа жизни, умения противостоять негативному воздействию окружающей среды.

В дополнительном образовании сама специфика деятельности детей требует организации образовательного процесса с позиции развивающего обучения. Здесь образовательный процесс имеет менее формализованный характер по сравнению с базовым образованием, поэтому он ближе к природным основам развития ребенка. Если на основных уроках обучение инициируется учителем, то в системе дополнительного образования детей – прежде всего самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности, интересного, следовательно, здоровьесберегающего.

Широко используя педагогические технологии и комплекс научно-исследовательских методов, педагоги дополнительного образования разрабатывают структуры уроков для режима полного дня, в том числе и нетрадиционных, организации групповой, коллективной проектной деятельности. Широкое внедрение нестандартных форм работы с учащимися позволяет решить еще одну важную задачу – избежать перегрузок учащихся. Внедряя такие формы, как викторины, КВН, литературные гостиные, чаепития, игры, турниры, конкурсы и другие, учителя нашей школы развивают у учащихся стремление помогать друг другу, формируют личность не только содержанием учебного материала, но и системой взаимоотношений с учениками, учеников друг с другом. Таким образом решаются важные воспитательные задачи и задачи здоровьесбережения.

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья учащихся и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья школьников, воспитания у них и у их учителей культуры здоровья, может быть назван здоровьесберегающей педагогикой.

В третьей четверти традиционно проводится методическая неделя дополнительного образования, которая позволяет повысить методический, образовательный уровень учителей, внедрять здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования, обмениваться опытом методической работы.

Такие секции дополнительного образования, как спортивные игры, единоборства, футбол, баскетбол, большой теннис, настольный теннис, бадминтон, плавание, сами по себе работают на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни.

Основные содержательные линии программ «Эстрадно-вокальная студия» и «Гитара» – обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям; усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке; овладение способами музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

С давних времен до наших дней музыкальное искусство, бесспорно, признавалось философами, музыкантами, педагогами как незаменимое средство развития духовного мира человека. Неоспоримым фактом стало то, что ни одно искусство не сравнится с музыкой по силе эмоционального воздействия.

Музыкой лечат от тоски и душевных переживаний, музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Авиценна называл мелодию нелекарственным способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. В XVI веке музыка впервые стала применяться во время хирургических операций, она способна устранять усталость и придавать физическую бодрость. В музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления ребенка, она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизирует его собственные биоритмы, синхронизирует биохимические процессы организма. Это особенно важно при весенне-осенних десинхронозах у детей: музыка позволяет ребенку почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем. Ученики на уроках под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал. Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом, поэтому она эффективное средство помощи тревожным детям. Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, улучшая слух. Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление путем влияния на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание.

На уроках изобразительного искусства используются разные техники – это некоторые виды монотипий, роспись керамики, лепка игрушки из теста и многое другое. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. При лепке и раскрашивании игрушки не ограничена фантазия ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой.

На занятиях бисероплетением, оригами и кручением бумаги педагоги стремятся развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребенка, интерес к предмету, навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

На занятиях вышивкой детей знакомят с традиционным видом рукоделия, стремясь воспитать уважение к народным обычаям Руси, сформировать безопасные приемы труда ручными инструментами, первоначальные конструкторско-технологические знания и умения, целостную картину мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека, развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения.

Сегодня возрастает роль школы в природоохранительном образовании молодежи. Вот почему важна определенная «экологизация» учебных предметов, то есть включение в их содержание некоторых экологических знаний. Экологическая проблематика присутствует, например, в работе кружка кулинарии, который развивает эстетический вкус учащихся, расширяет их знания и творческие способности в кулинарии, формирует культуру общения, экологические убеждения.

Термин «исследовательская деятельность учащихся» в системе дополнительного образования приобретает иное значение, в нем возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования, реализуемого в сфере свободного времени объединениями дополнительного образования детей. Проектные работы по английскому языку – «Твоя еда», «Окружающая среда», по физике – «Физика на кухне», «Вода, которую мы пьем», «Экология Москворецкого заповедника» по биологии позволяют учащимся формировать здоровое мировоззрение на окружающий нас мир.

При организации дополнительного образования со здоровьесберегающими технологиями в нашей школе мы создаем целостную систему с использованием культурологического подхода, позволяющего объединить дополнительное образование, гуманитарные и естественно-научные знания, предоставить возможность наиболее полного восприятия мира и реализовывать идеи гуманизации и гуманитаризации образования здоровой личности.

Р.ШОСТАК, заместитель директора по школе полного дня и дополнительному образованию

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте