Не секрет, что, несмотря на декларируемый государством курс на преодоление бедности, расслоение общества на имущих и едва выживающих сегодня продолжается не менее интенсивно, чем раньше. Это не может не отражаться на важнейших социальных институтах. Здравоохранение и образование отреагировали на все четче проявляющееся неравенство возможностей одними из первых. Процесс расслоения учебных заведений на элитные и массовые, начавшийся несколько лет назад, в последнее время не только не прекратился, но в какой-то степени даже ускорился. Вслух об этом, конечно, не говорят, но в любом большом городе и маленьком городишке вам сразу же покажут учебные заведения, в которые стоят очереди, и остальные, в которые берут всех желающих.
О том, идет ли сложившаяся ситуация на пользу конкретным участникам образовательного процесса и образованию в целом, я беседую с директором нижегородской школы №22 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Алексеем ПРОХОЖЕВЫМ. Мой первый вопрос к директору касается исключительно эмоций. – Алексей Кузьмич, чувствуете ли вы, что работать приходится в условиях жесточайшей конкуренции?- Да, конечно. И расслабляться нельзя ни на минуту. В нашем так называемом спальном районе уже 6 школ. Даже учитывая масштаб строительства многоэтажного жилья, это все равно немало. Я уже не говорю о школах-новостройках, привлекающих и взрослых, и детей своими блестящими фасадами и интерьерами, новейшим оборудованием. Кроме того, конкуренцию составляют так называемые престижные лицеи и гимназии, которые давно (и не всегда честно) создали себе имидж самых успешных. Раньше, что и говорить, было проще: был приписной контингент, микроучасток, и мы с ним работали. Сегодня же, когда у родителей есть возможность выбора, мы должны все время продумывать каждый свой шаг в плане развития, создавать привлекательные условия, которые бы убедили людей, что мы сможем научить ребенка не хуже, чем, допустим, известный в городе лицей. – Это возможно? – Знаете, у нас, как, наверное, и у многих крупных школ, были тяжелые времена. Например, в этом учебном году мы выпустим только один 11-й класс. И не только потому, что многие ушли после девятого, а потому, что в этой параллели изначально было всего два класса. Был период, когда мы с большим трудом набирали первоклассников. А теперь у нас уже несколько лет по четыре класса в параллели. Ситуация с набором изменилась, когда мы открыли школу будущего первоклассника. Услуга оказалась очень востребованной у жителей нашего микрорайона. Но одно дело вызвать к себе интерес, другое – заработать авторитет и уважение. Для этого нужно было приложить немало усилий. Наши педагоги начальных классов освоили новые эффективные развивающие программы, рассчитанные на дошколят в возрасте от 4 до 6 лет, работали творчески и с полной отдачей, поэтому большинство из тех, кто у нас готовился к школе, не стали искать другую школу. – С начальной школой понятно. Но, должна отметить, многие родители предпочитают начинать учебу рядом с домом, но уже в среднем звене смотрят на сторону, начинают что-то подыскивать. Как удержать детей дальше? – Не без гордости скажу, что пока нам удается сохранять учеников. Все дети, разумеется, разные, и у родителей тоже неодинаковые надежды и ожидания. Если вначале мы развивали только художественно-эстетическое направление (это живопись, графика, бумагопластика, работа с керамикой – у нас замечательные педагоги дополнительного образования), то потом поняли, что этого недостаточно. Не у всех есть способности к прикладным видам творчества, далеко не у всех сохраняется к нему интерес надолго. Поэтому у нас появился математический профиль – обеспеченность высококвалифицированными преподавателями позволила нам это осуществить. До того как был введен ЕГЭ, наша школа сотрудничала с техническим университетом, была его базовой школой. Родители видели, что в школе ребенок может получить хороший жизненный старт. Сейчас ситуация изменилась – школы и вузы поставлены в равные условия в отношении подготовки абитуриентов. И это заставляет нас искать новые пути развития. Думаем сами, прислушиваемся к родителям. В этом году на традиционной сентябрьской общешкольной конференции, куда приглашаются активные родители от всех классов, по предложению родителей было принято решение об организации гуманитарного направления в параллели 7-х классов. – У вас есть попечительский совет?- Нет, у нас родительский комитет и совет школы, в котором немало по-настоящему заинтересованных, неравнодушных родителей, они оказывают нам неоценимую помощь, в частности в определении перспектив развития. Вот и на конференции мы не только отчитываемся перед родителями, но и советуемся с ними, вместе обсуждаем важные моменты. Это касается и дополнительного образования. В нашей школе достаточно большой выбор кружков, секций, студий, есть среди них и платные, которые без предварительного согласования с родителями, без их одобрения мы не смогли бы ввести. Должен сказать, что двери школы у нас открыты до 21.00. Ребенок может найти себе дело по душе, а это очень важно. Я вижу, что родители, большинство из них, хотят, чтобы дети получали в школе как можно больше возможностей для развития. Мы готовы им в этом помогать. И это тоже один из методов сохранения контингента. Учитывая, что в нашем густонаселенном микрорайоне нет спорткомплекса, а единственное учреждение дополнительного образования не справляется с потребностями (оно просто физически не может охватить большого количества детей), школа вполне может в создавшихся условиях заполнить эту нишу. И родители нам будут только благодарны. – То есть широкий спектр услуг дополнительного образования как фактор сохранения численности учащихся? – Как один из факторов. Решающим фактором, разумеется, остаются качество образования, традиции, сама атмосфера школы, благополучная и комфортная аура, если хотите. У нас все это есть. Коллектив стабильный, крепкий, между учителями взаимопонимание, мы помогаем друг другу, дети и родители это видят и, должен сказать, ценят. У нас царит культ дела, созидания, поощряются работоспособные и деятельные люди, как педагоги, так и школьники. Поэтому лодырей и бездельников, трудных в плане обучения и дисциплины, у нас очень мало. Им у нас просто некомфортно, они либо уходят туда, где попроще, либо начинают что-то делать, меняются. Педагоги в школе опытные, никто ко мне не приходит и не жалуется: «Я не знаю, что делать…» Стараются находить способы воздействия на нерадивых учащихся самостоятельно, и это получается. Ведь понятно, что детей воспитывает среда в неменьшей степени, чем взрослые. И если большинство класса не учится, не двигается вперед, то даже самые способные и нацеленные на учебу дети расслабляются и теряют интерес к урокам. Тогда родители начнут бить тревогу и переводить детей туда, где большинство мотивировано на получение знаний. Мы это хорошо понимаем, поэтому, если видим, что старшеклассник никак не хочет учиться, а приходит в школу только для общения и самоутверждения (такие есть в любой школе), советуем родителям перевести его в вечернюю школу, где учебу можно совмещать с работой. Позволять молодому человеку бездельничать в том возрасте, когда все самое главное и закладывается, на мой взгляд, недопустимо. Пусть попробует себя во взрослой жизни, в настоящем деле, тогда, может быть, поймет, что знания нужны. До того как возглавить 22-ю школу, я руководил вечерней сменной школой и знаю немало случаев, когда взгляды на жизнь, в том числе на учебу, у юношей и девушек менялись. – Это обнадеживает. И последний вопрос, я задаю его всем директорам школ: молодые учителя у вас есть? – Нет, средний возраст педагогов – около пятидесяти лет, все работают давно, нет текучки кадров, как в других школах. В этом году два педагога ушли: одна в декретный отпуск, другая на пенсию. Теперь у нас две вакансии учителей начальных классов (трудно найти педагогов, потому что специалистов этого профиля в целом по городу недостаточно). Поэтому двум учителям пока приходится вести две ставки – это серьезная нагрузка. Надеемся, что в течение года нам удастся решить эту проблему. Нижний Новгород
Комментарии