search
main
0

В режиме беседы… с компьютером

Интерактивные и интегрированные принципы развития

Неудивительно, что в современном мире именно школе отводится главнейшая роль как в воспитании подрастающего поколения в целом, так и каждой личности в отдельности. На сегодняшний день российское образование работает на опережение, ведь основная задача – подготовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях, способствовать развитию личностного потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем.

В связи с этим нужно говорить о значительном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. По определению Дениса Владимировича Бочкова, современная школа – это высокотехнологичный учебный комплекс, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин.

Современный ребенок – другой, на этот факт в своих работах указывает Давид Иосифович Фельдштейн, называя глубинными изменениями детства те трансформации, которые происходят с детьми в настоящее время. Увы, эти глубинные изменения зачастую трактуются нами, взрослыми, как отрицательные, мы воспринимаем их со знаком «минус». Действительно, дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, они зависимы от компьютера, исчезает любознательность.

За последнее время доля ответственности родителя резко снизилась, по тем или иным причинам они нарушили систему постоянного контакта со своими детьми. Давид Иосифович отмечает, что поменялась не только система отношений детей и взрослых, но и отношения между родителями, некоторые взрослые «потеряли ответственность за детей». Вследствие этого ответственность медленно перетекла на нас, педагогов.

Теперь педагог – это не просто учитель, наставник, куратор, классный руководитель и воспитатель, а близкий взрослый, который знает индивидуальные, личностные особенности, всегда найдет подход к каждому воспитаннику и сможет оказать помощь как самому ребенку, так и родителям (законным представителям).

В последнее время наблюдается смещение полюса ответственности за ребенка с родителей на образовательную организацию и ее представителей. В своей образовательной организации эту тенденцию мы стали наблюдать на примере родителей воспитанников с ОВЗ. Родители именно этой категории детей возлагают большие надежды на специалистов, работу специалистов они считают панацей в преодолении у ребенка с ОВЗ проблем физического или психического характера. Именно поэтому перед нами стояла постоянная задача поиска наиболее эффективных средств для стимулирования и развития познавательной активности у детей с ЗПР.

Учитывая психологические особенности детей с задержкой психического развития, а также уже неотъемлемую часть нашей жизнь – IT-технологии, мы пришли к выводу, что в работе с детьми необходимо использовать, с одной стороны, средства, которые бы позволяли развивать познавательную активность воспитанников с ЗПР, а с другой – отвечали бы запросу современных детей, их интересам и склонностям.

В результате многочисленных наблюдений за воспитанниками во время занятий мы пришли к выводу, что современные компьютерные технологии могут служить нам помощниками, а не только быть источником привязанностей, зомбирования. В работе с детьми, имеющими задержку психического развития, мы с коллегами используем авторские упражнения. Их мы создаем самостоятельно, они интерактивные и позволяют взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером) онлайн или дистанционно.

На протяжении года мы разрабатываем упражнения с помощью приложения LearningApps.org. Интерактивное упражнение – это такое упражнение, выполнение которого предполагает взаимодействие ребенка с компьютером. Наша роль при интерактивном обучении видоизменяется: активность ученика переходит на первый план, а специалист – на второй (психолог, дефектолог). Основной задачей является направление познавательной деятельности ребенка на реализацию поставленных целей. Сервис LearningApps – сервис для разработки разнообразных интерактивных заданий. Его цель – создание хранилища интерактивных упражнений по различным направлениям и возможность сделать его общедоступным (в том числе для родителей воспитанников с ЗПР).

Работать в приложении LearningApps достаточно просто, на наш взгляд, оно подвластно даже новичку. В приложении очень подробные инструкции, понятный интерфейс, который позволяет с легкостью определить структуру того или иного упражнения. Каждое упражнение уникально, так как создается исключительно под определенного ребенка, учитывая его познавательные возможности и зону ближайшего развития. После того как педагог разработал упражнение и оно сохранено на сервисе, его может просмотреть любой из участников, у кого есть доступ от специалиста, с разрешения автора интерактивное занятие может стать доступным абсолютно любому пользователю сети Интернет. Ссылка на такое упражнение имеет следующий вид: https://learningapps.org/view194210.

Готовые интерактивные упражнения можно систематизировать в своем личном кабинете, объединить их в классы, группы, а также по следующим критериям: лексическая тема, вид упражнения, уровень сложности, образовательная область. В практике работы с детьми, имеющими задержку психического развития, мы используем следующие виды интерактивных упражнений: поиск пары, классификация, хронологическая линейка и другие.

Доступность такого формата занятий позволяет подключить и родителей, чтобы они поиграли с детьми в домашних условиях, особенно если ребенок любитель компьютера или планшета. Ведь известно, что приучение ребенка к выполнению домашнего задания – проблема, с которой сталкиваются многие родители. Кроме того, разработанные нами упражнения в приложении LearningApps – это знакомство детей с таким неотъемлемым средством обучения в современной школе, как интерактивная доска. Следовательно, мы можем говорить о том, что, знакомя детей с таким свойством, как интерактивность, мы решаем одну из задач преемственности между дошкольным и начальным и начальным и средним образованием.

За то время, что педагогами используются в коррекционно-развивающей работе указанные выше упражнения, была отмечена положительная динамика в развитии познавательной активности детей с ЗПР. Повысился интерес к выполнению заданий, родители отмечают изменение эмоционального фона. Безусловно, это связано с применением педагогами не только интерактивных упражнений, но и других традиционных педагогических технологий, которые также являются достаточно эффективными. В данном случае мы можем говорить об эффективной интеграции современных методов, средств и приемов работы (интерактивных технологий в частности) в сложившуюся систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития.

Эффективность тех или иных методов, средств и приемов работы с детьми с ОВЗ зависит от ряда факторов.

Во-первых, от того, насколько педагоги, работающие с данной категорией детей, осмысляют современные тенденции дошкольного и школьного возраста и развития современных детей, во-вторых, от того, насколько они готовы осваивать и интегрировать современные педагогические технологии в сложившуюся систему коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Интерактивные упражнения, на наш взгляд, – это средство, которое, с одной стороны, является достаточно эффективным в работе с детьми с ОВЗ, а с другой – отвечает потребностям и интересам современных детей.

Елена ДЕВИНА, педагог-психолог школы №556; Мария ВОЛЧЕНКОВА, дефектолог школы №556

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте