Вера ЛОПАТИНА, начальник Центрального окружного управления образования: – Сегодня в Центральном округе работают около пятнадцати тысяч педагогических работников, проблема кадрового дефицита решается за счет притока молодых специалистов (их у нас 783, что составляет пять с половиной процентов от общей численности педагогов), в том числе за счет целевой подготовки в городских педагогических вузах. Правительство Москвы обеспечивает педагогам достойную заработную плату, которая постоянно индексируется, значительные средства выделяются на поддержку начинающего педагога. Вместе с тем в некоторых образовательных учреждениях преобладает формальный подход к кадровой политике, в результате наблюдается миграция вновь пришедших внутри системы, основная причина которой – отсутствие условий для адаптации начинающего учителя и закрепления его на рабочем месте. Благодаря активной позиции нашего окружного Совета молодых специалистов часть тех, кто собирался покинуть профессию, в ней остались.
Еще одна тенденция: анализ тарификации ряда учреждений выявил значительную перегрузку учителей (30 и более часов) и заместителей директоров, что приводит к снижению качества работы и, как следствие, результатов обучения, тормозит переход к профильной школе. Необходимо взять под жесткий контроль вопрос нагрузки и ликвидации скрытых вакансий. Приведу пример: увеличение заработной платы учителей иностранного языка не привело к снижению их нагрузки, в 24 школах она превышает 30 часов. Может ли педагог, имеющий 56 часов английского языка, качественно давать уроки, развивать коммуникативные навыки? Позволю себе напомнить некоторым опытным руководителям о том, сколь необходимо бережное и внимательное отношение к своим сотрудникам. Система отраслевых поощрений, к сожалению, квотирована, но есть иные механизмы. Проходя по учреждениям, я ни разу не видела таблички, знака на дверях кабинетов или групповых помещений о том, что здесь трудится успешный, востребованный специалист – победитель национального проекта (а их в округе уже 173), руководитель ученических проектов, самый заботливый воспитатель, педагог, подготовивший победителей творческих конкурсов, олимпиад и так далее. А ведь у родителей это формирует уважительное отношение к труду учителя. Почему мы не можем указать, что здесь работает заслуженный учитель Российской Федерации? В ЦАО 237 педагогов удостоены этого звания! Бережное отношение к педагогу выражается и в том, как часто администрация направляет его на повышение квалификации, отслеживает его аттестацию. Все это – показатели компетентности руководителя. Сегодня перед нами стоит задача формирования резерва управленческих кадров, а именно – отбор педагогов с учетом профессиональных стандартов для руководителя, заявленных в Президентской программе.
Сегодня нам нужен педагог
психологически грамотный;
коммуникативный;
информационно-компетентный;
способный к самообразованию;
обладающий высоким предметным и научным знанием.
Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования:
– Я поздравляю с Днем учителя своих коллег-учителей и желаю им здоровья, желания каждый раз приходить на работу и не думать о том, что опять придется поздно уходить из школы, поскольку снова в школе вечер, педсовет или еще что-то. Жизнь наша такая: безгранично неограниченная в рабочем времени, но тем не менее интересная своим творчеством, приятная детскими улыбками, трогательная, когда говорят спасибо за труд.
Владимир РАЗДИН, начальник Северного окружного управления образования:
– Учителей нужно защищать. Нельзя считать, что прав всегда родитель. Мы знаем много случаев, когда идут прямые угрозы учителю, когда его оскорбляют. Никогда всем мил не будешь, поставил «пять» – ты для родителя и ученика хороший учитель, поставил «два» – все, День учителя пойдет насмарку. Мы все – люди, мы все можем тоже ошибаться, но давайте искать какой-то компромисс. Почему-то родители думают, что сорок минут урока – просто, но сорок минут сдержать девяти-, десяти-, одиннадцатиклассника, вложить ему в голову знания, дать ему программный материал, когда у него мысли где-то витают, очень сложно.
Почему у учителя отпуск 56 дней? Потому что у него непростая работа в течение всего учебного года. Когда-то Сталин установил такую продолжительность отпуска для педагогов, плату за выслугу лет. Он мог дать и семьдесят, и шестьдесят отпускных дней, но ведь кто-то просчитывал, что надо определить и такой размер отпуска, и такую недельную нагрузку для учителя – 18 часов. Ведь это же не просто так все возникло! Надо вспомнить еще сталинские постановления: отработал 25 лет – получи орден Ленина, 20 лет – орден Трудового Красного Знамени. А у нас сейчас есть квота: на заслуженного учителя представляем от тысячи учителей одного, на народного учителя – от десяти тысяч один! Сколько заслуженных артистов развелось в стране! Триста семьдесят концертов дал – заслуженный артист! Не важно, как ты сыграл! У нас учитель может вести тридцать часов в неделю, иметь стаж 40 лет и ничего не иметь. (Не надо часто учителям, особенно учителям русского языка и литературы, давать звание заслуженных учителей, им надо давать звание заслуженных артистов!) У нас есть люди, которые по пятьдесят лет отработали в школе и, кроме нагрудного значка, не имеют ничего. Когда подаем документы на награждения, потом ждем по два-три года, иногда случается так, что в результате приходится награждать и посмертно.
Ирина БУЛАНОВА, начальник Северо-Западного окружного управления образования:
– Учителя – победители национального проекта и лауреаты грантов – важный методический и стратегический ресурс округа. Это учителя школ: №703 – Людмила Анисимова (химия), №1286 – Ольга Козырева (история), №1327 – Светлана Сергеева (математика), №1964 – Галина Науменко (физика), №593 – Анна Стахова (начальная школа), №599 – Марина Ланкина (история); гимназий: №1522 – Елена Волосатова (технология), №1519 – Людмила Сурилова (биология), №1551 – Анна Трактирникова (лего); прогимназии №130 – Людмила Дюжакова (начальная школа), лицея №1564 – Светлана Харитонова (география) и многие другие.
Профессиональные конкурсы – «Учитель года» и его восемь дочерних конкурсов – дают еще одну возможность для выявления современных достижений педагогики и психологии, профессионального и карьерного роста, совершенствования качества обучения. В этом году в 9 номинациях конкурса приняли участие 246 педагогов, 16 стали победителями окружного этапа, трое – городского этапа. Победители городского этапа конкурса «Воспитатель года» в номинации «Лучший проект «Патриоты России» – воспитатель ДОУ №1837 Ирина Афанасьева, конкурса «Молодой специалист» (2-е место) – воспитатель ДОУ №2318 Светлана Юдина, конкурса «Педагог-внешкольник» – педагог дополнительного образования ЦДТ «Тушино» А.Яковлев. Такие победы вызывают чувство гордости и уважения к этим замечательным педагогам.
Михаил МИТИН, председатель Совета молодых учителей ЗАО, учитель истории
школы №714:
– Я горжусь тем, что я москвич! Я родился здесь и вырос, я работаю в этом городе. И Москва делает для меня немало, чтобы я ощущал себя комфортно. Но в этом нет ничего удивительного, ведь, как и любая другая столица, Москва должна особенным образом заботиться о своих жителях, с гордостью представлять государство и быть на голову выше и на шаг впереди других регионов.
Особенно хорошо удается московским руководителям осуществлять кадровую политику и заботиться о молодом поколении. А помогает им в этом Совет молодых специалистов. Советы молодых учителей существуют в каждом округе. Совет молодых учителей ЗАО можно сравнить с хорошим другом, другом гостеприимным, интеллектуальным и веселым.
Молодых специалистов он встречает с распростертыми объятиями и искренней улыбкой. Для этого в округе существуют традиционные мероприятия: фестиваль «Первые шаги» и поездка в Псков. На фестивале молодые педагоги знакомятся друг с другом, делятся впечатлениями, общаются с руководителем округа, узнают о существовании совета и задают вопросы, накопившиеся за первые недели работы. Это первый шаг погружения в дружелюбную атмосферу системы образования Запада. Во время поездки в Псковскую область молодым учителям предоставляется возможность пообщаться в более неформальной обстановке. Именно там завязываются первые знакомства, перерастающие в крепкую дружбу. Молодые педагоги делятся впечатлениями, решают накопившиеся проблемы и весело проводят время.
От того, как прошли первые месяцы работы, во многом зависит, останется ли молодой учитель в школе. Совет делает для этого все возможное.
У нас в округе уже многие годы проводится фестиваль открытых уроков, в котором принимают участие учителя, работающие первый год. Они дают открытые уроки, показывают свои способности и внимательно слушают замечания методистов, в роли которых выступает актив совета. Именно на этом фестивале загораются маленькие звездочки.
Наша гордость – конкурс «Молодые – молодым», где учителям предоставляется возможность реализовать все свои творческие потребности и проявить себя в самом ярком свете. Награда за нелегкий путь – всеобщее уважение и повышение разряда.
Молодежь стремится участвовать в конкурсах, но порой знаний и опыта бывает недостаточно, тогда на помощь приходит Московский институт открытого образования, который по просьбе Управления образования ЗАО организовал в 2007-2008 учебном году курсы повышения квалификации для молодых учителей, работающих первый год. От желающих не было отбоя, молодые специалисты очень хотели задать свои вопросы опытным педагогам и набраться опыта. А для ребят, работающих в округе не первый год, были организованы курсы «Менеджмент в образовании», где молодые учителя смогли познать навыки управленческой деятельности. Курсы не прошли даром. 26 марта 2008 года Управление образования и Московский педагогический государственный университет оказали молодым специалистам большое доверие – проведение международной конференции. Мы справились с этой задачей, наши учителя остались довольны. Мир не стоит на месте, образование развивается, и постоянно развиваются молодые педагоги.
Совет организовывает для молодых педагогов всевозможные мероприятия: КВНы, новогодние вечера, ставит мюзиклы, проводит спортивные соревнования, интеллектуальные игры «Брейн-ринг» и многое другое. Но отдельным элементом в нашем арсенале стоят выездные семинары. За 16 лет совет посетил более десятка городов и воспитал более двух сотен успешных и талантливых педагогов. Во время поездок ребята просвещались, знакомились, приобретали друзей и отдыхали. Поэтому у молодого учителя в ЗАО всегда горят глаза, он всегда готов поднимать столичное образование.
В 2007 году у совета появился старший брат – Лаборатория молодого специалиста. Основная задача лаборатории – поиск педагогических кадров на школьной скамье, а главной миссией совета и лаборатории теперь стало укрепление цепочки «ученик педагогического класса – студент педагогического колледжа или вуза – молодой специалист» более прочной. Лаборатория работает всего лишь год, но уже за этот год накоплен большой опыт и проведено несколько таких ярких мероприятий, как празднование Нового года в детском парке «Фили» для учеников и конкурс учащихся педагогических классов, где определялись будущие перспективные учителя.
Москва и дальше будет радовать, удивлять нас своими успехами. Мы прекрасно понимаем, что многое зависит от нас, от молодых учителей. И сегодня я горжусь не только тем, что я москвич, но и тем, что я московский учитель.
Комментарии