search
main
0

В работе нужна результативность

​Рейтинг школ выделил группу наиболее результативных школ города, которые составили четвертую часть от общего количества учреждений среднего образования Москвы.

Условия конкурса, уже хорошо известные педагогической и родительской общественности, были признаны и апробированы в 2011 году без особых дискуссий, что бывает весьма редко в системе образования. Результатом образовательной деятельности учреждения названы успехи учащихся в олимпиадах (Всероссийской и Московской), количество ребят, получивших более 220 баллов в ЕГЭ, результаты ГИА и мониторингов МЦКО. Иначе говоря, результаты обучения.Что не вызывает никаких сомнений, именно обучение – основная задача школы. Если учесть то обстоятельство, что подавляющее большинство учреждений образования, которые попали в первые строчки рейтинга, – это гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением отдельных предметов, уже давно зарекомендовавшие себя как успешные и в которых желающих поступить на обучение значительно больше, чем мест, то вопрос приема на вторую ступень общего образования в 5-10-е классы этих учреждений, как правило, позволяет удовлетворить интересы тех ребят, которые демонстрируют повышенный интерес и особые способности к обучению. И это тоже вполне уважаемое право гражданина, не случайно доклад Общественной палаты «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2011 год» предлагает обсудить положение об общеобразовательном учреждении повышенного уровня, предусматривающего порядок конкурсного набора учащихся (начиная со 2-й ступени). По опыту работы нашей гимназии таким учреждениям приходится решать весьма сложные вопросы предоставления широкого выбора образовательных, в том числе дополнительных, программ обучения, обеспечения условий для индивидуальных траекторий обучения и развития, реализовать концептуально обоснованную программу интеграции предметов и расширенного спектра образовательных областей, предоставлять ребятам многообразие и высокое качество профильного образования. Вместе с тем понятие «результат» в образовании было и останется важнейшей темой для обдумывания. Можно было бы вспомнить о том, что результат, производимый тем или иным объектом, должен быть равным пониманию оптимальной деятельности этого объекта в системе более общего порядка, то есть определяется не внутри, а вне системы. Оценить социальные результаты образования можно, по сути своей, по сложному показателю – насколько эта часть (образование) выполняет свои функции в более общей системе (общество). Как это возможно по отношению к образованию? Ведь изменения, которые произойдут в обществе под воздействием усилий, предпринятых в образовании, наступят в лучшем случае лет через двадцать, когда закончат обучение и приступят к активной деятельности когда-то пришедшие в школу первоклассники, впрочем, еще позже, когда деятельность зрелых специалистов приведет к эффекту изменений в социальной среде. В силу этого хотим мы того или не хотим, но понимание и измерение результатов образования будет происходить внутри системы, и из этого следуют обстоятельства, определяющие особенности образования как феномена. Во-первых, результат в образовании всегда останется продуктом договоренности между субъектами процесса; во-вторых, оценка результативности образования накладывает колоссальную ответственность на тех, кто в этом процессе принимает решение о понимании качества, результата и эффективности образования, поскольку в них заложены в скрытом виде цели и потребности общества не ближайшего будущего, задача для футуролога, задача, которая во многом зависит от мировоззренческой позиции принимающего решение; в-третьих, в силу того что показатели результативности условны, всегда будет возникать проблема произвольной трактовки и трансформации, разрастания количества измерителей, их произвольной смены в связи с возобладанием в обществе того или иного фактора (экономического, политического, культурологического). В модернизации сегодняшнего дня в системе российского образования отчетливо звучит посыл к рациональности, оптимальности усилий, прагматичности. Кроме критериев упомянутого рейтинга в московской и в целом в российской образовательной деятельности в полной мере внедрены индикаторы экономической эффективности учреждения, включающие целый спектр показателей (электронные таблицы КПМО), среди которых главным стал размер средней заработной платы учителей в учреждении. Соблюдение пропорций распределения субсидий, жестко охраняющих интерес главных участников образовательного процесса – учащихся и учителей, просто и понятно в считанные дни привело к исчезновению тенденции раздувания штатного состава сотрудников школ. Продуманность, простота и измеряемость предложенных показателей и индикаторов совершенно отчетливо управляет системой, делая неактуальными многие иные методы и приемы воздействия на объекты управления – школы. Новый хозяйственный механизм сделал прозрачной систему финансирования не только основной и дополнительной программ обучения, но и режим инновационной и экспериментальной деятельности. Администрация гимназии, отчетливо понимая, что труд наиболее творческих и инициативных учителей гимназии может получить дополнительную финансовую поддержку посредством грантов, целенаправленно отслеживала информацию о конкурсах, близких тематике и разработкам сотрудников, и формировала творческие коллективы для участия в них. Например, наша гимназия получила кроме диплома второй степени гранта мэра Москвы за высокие достижения в образовательной деятельности за 2011-2012 учебный год еще и грант за лучшие достижения в создании творческой социокультурной среды для обучающихся в номинации «Лучшая практика развития информационно-образовательной среды» и грант по итогам конкурса на лучший проект по реализации программ перехода в эффективный режим работы общеобразовательных учреждений, показывающих неудовлетворительные образовательные результаты. Если мы назвали образование услугой и определили важнейшего потребителя услуг – учащегося, то должны быть предоставлены возможности заказчику (родителю) и потребителю (учащемуся) принять участие в формировании заказа, оценивании качества и соответствия услуги запросу. Иначе говоря, принимать самое непосредственное участие в оценке результатов образовательной деятельности и распределении стимулирующего фонда организации должны именно родители и учащиеся. Поэтому, как и в каждом другом учреждении, у нас в соответствии с уставом проходили выборы управляющего совета, который и формировал стратегию результативности учреждения наряду с профессиональным сообществом. Конечно, в каждой школе есть и будут отличия, особенности, характеризующие именно видение этого коллектива. В нашей гимназии такой особенностью стали комиссии родителей по различным направлениям деятельности и экспертный совет, который формируется в этом году.Конечно, на этом направлении тоже есть риски и сложности. Если есть заказчик и исполнитель, то результат, который хочет получить заказчик, знает именно он и понимает этот результат очень по-своему, индивидуально, в общем-то, не всегда осознавая перспективы развития общества, наоборот, как раз ориентируясь на свой собственный опыт в образовании, то есть ориентируясь на прошлое, минувшую историческую эпоху, зная и опираясь на понимание качества в прошлом, вступает в переговоры с обществом, государством, которое ориентируется на понимание качества в будущем. Нет ничего удивительного в том, что иногда возникает непонимание, недоверие, скепсис, сопротивление и учителю, и министру. На наш взгляд, трудоемким и тщательно продуманным процессом должен быть процесс заключения договора с родителем о желаемых результатах и путях их достижения. Здесь должно найтись место просветительской работе с родителями, позволяющей заложить основы для глубинного понимания природы изменений в науке, обществе и образовании, которое, если не будет осознано каждым членом образовательного сообщества, учителями и менеджерами сферы образования, потребителями услуг сферы образования – родителями и обучающимися, то не будет получено адекватных результатов при обучении по ФГОС. Сегодня понятие результата образовательной деятельности получило новый импульс к развитию. С одной стороны, многое в поведении, ценностях и кумирах нашей молодежи нас весьма настораживает, слышны уже реплики о «гуманитарной катастрофе». Что сегодня надо прибавить к содержанию понятия «результат»? Социальную эффективность, активность, социальную компетентность наших детей. Конечно, измеряемость показателей этого ряда результатов представляет значительную сложность, но дорогу осилит идущий. В путь, друзья и коллеги! Инна МАЕВСКАЯ, директор гимназии №1576

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте