Патриотическая работа в коллективе пятигорской средней школы №6, рассказ о которой мы начали на 3-й странице, ведется по ряду направлений. Задача воспитания юношества, обладающего развитыми гражданскими и патриотическими качествами, способного и стремящегося самоотверженно служить нашему Отечеству и защищать его, отражается в содержании учебного процесса. На уроках учащиеся получают знания, которые способствуют формированию любви к нашей Родине, уважения к ее прошлому и настоящему, российским Вооруженным Силам. Кроме этого, педагогический коллектив активно, использует обширную палитру форм и методов внеурочной работы.
Востребованные знания
Наиболее востребованы в пятигорской школе такие области знаний, как филология, математика, естествознание. Спецкурсы по этим предметам расширяют горизонты знаний учащихся, развивают их способности, дают возможность заниматься научно-исследовательской работой.
Тематика исследовательских работ разнообразна. В их числе – «Литературный Кавказ», «Формирование навыков здорового образа жизни», «Благодарная память потомков». Формы исследовательской работы учитывают современное состояние науки, в ней используются возможности компьютерной техники. Учащиеся могут составлять программы, получать необходимую информацию через интернет.
Научные исследования проводятся в рамках основных занятий, кружков, проблемных групп, а также индивидуально. Школьников обучают работе с научно-популярной литературой, реферативными журналами, используя систему «доклад – содоклад», ведение дискуссии по проблемам науки как прошлого, так и современным, прикладным. В ходе работы учащиеся приобретают первичные навыки научного поиска.
Выпускники классов с углубленным изучением отдельных предметов практически стопроцентно поступают в высшие учебные заведения не только Пятигорска, но и самые престижные вузы Москвы и Петербурга.
Уже несколько лет при школе работает центр дополнительного гуманитарного образования «Лингва». Особое место в нем занимает «Школа юного лингвиста для одаренных детей». Учащимся предлагают одну из программ: «Языки и культура», «Диалоги культур», «Занимательная гимнастика для детей». Приоритетное направление обучения – ориентация на поступление в гуманитарные вузы страны.
Ряд спецкурсов – «Деловой этикет», «Секреты стилистики», «Драматургия», «Теория литературы», «Библиотечные уроки», «Новинки современной литературы» – обогащают лингвистические знания учащихся.
В гуманитарных классах специалисты ведут такие предметы, как «Музееведение», «Журналистика». Учащиеся работают нештатными репортерами на радиостанциях «Русское радио», «Пятая вершина», корреспондентами в редакции газеты «Пятигорская правда». Они подготовили много интересных, профессионально написанных репортажей. В школе есть и свое печатное издание – газета «Школьный курьер».
Пост №1
Одно из направлений военно-патриотической работы – соревнование между школьниками за право нести почетную вахту на Посту №1 у пятигорского мемориала «Огонь вечной славы». Учащиеся школы уже более 30 лет ежегодно по две недели заступают в караул у мемориала. Среди лучших часовых Поста №1 – Анна Головина, Евгений Чертищев, Василий Фокин и другие. Один из лучших учеников школы Константин Подсвистов был удостоен чести поехать в Москву в составе Пятигорского сводного почетного караула Поста №1, побывать в Кремле.
Прежде чем попасть в состав караула, учащиеся проходят несколько этапов предварительного отбора. Затем педагогический совет школы утверждает список достойных нести почетную вахту. В этот период в школе проводятся мероприятия по плану мемориальной недели. Применяется система поощрений. О лучших юнармейцах рассказывают боевые листки, фотогазеты, им вручают фотографии у развернутого знамени Поста №1. Ребята несут почетную вахту старательно. Ни одного из юнармейцев по итогам мемориальной недели в школе не минует поощрение грамотой или благодарностью.
Кроме того, школьники во время празднования Дня Победы заступают в почетный караул у памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны учителям и учащимся школы, который в 1998 г. создал коллектив на средства питомцев и педагогов школы разных поколений.
«Барс» и «Зарница»
Более пяти лет в школе работает военно-спортивный клуб «Барс». Его коллектив неоднократно становился призером городских и краевых соревнований. В клубе юноши и девушки получают знания основ военной службы, учатся выживать в экстремальных ситуациях, участвуют в играх и походах. Они изучают различные дисциплины, связанные с основами военного дела, знакомятся с оружием и техникой. В «Барсе» стала традиционной практика посещения воинских частей, проводятся стрельбы из автомата Калашникова и пневматического оружия.
Ребята побывали на перевалах Кавказа, где в период Великой Отечественной войны шли бои с захватчиками, установили мемориальные доски в память о погибших.
Выработка необходимых будущим защитникам Отечества качеств, знаний, навыков и умений начинается в школе с участия школьников в игре «Зарница», которая проводится в несколько этапов. В игре участвуют мальчики и девочки 5 – 10-х классов. С большим интересом они участвуют в таких конкурсах, как «Статен, строен, уважения достоин», «С песней по жизни», «Один за всех и все за одного», «Спортивная эстафета», «Мышеловка» и других.
Около десяти лет в школе работает Зал боевой славы. Совет зала проводит паспортизацию экспонатов, экскурсии и конференции, устраивает выставки военно-патриотической тематики.
Все это способствует повышению интереса ребят к изучению истории своей школы, налаживанию тесных контактов с советом ветеранов Пятигорска, с участниками Великой Отечественной войны и чеченских событий, воинами-интернационалистами.
Кроме того, в школе организованы коллективные посещения городских музеев и тематических выставок, способствующие углубленному изучению многовековой истории Отечества, пониманию места и роли России в мировом процессе, особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций народов нашей страны, ее героического прошлого.
Вместе с воинами
Школьный коллектив тесно контактирует с воинскими частями, дислоцирующимися в городе. Традиционными стали встречи учащихся с солдатами, проведение совместных концертов, посвященных памятным датам. Эта совместная работа способствует повышению престижа военной службы, формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к служению Отечеству. Стали традиционными ежегодные Героические поверки, посвященные Дню Победы. В ходе этих мероприятий учащиеся и военнослужащие вспоминают героические страницы истории и подвиги земляков-ставропольцев. Песни фронтовых лет, воспоминания участников войны формируют чувство причастности к героическим страницам истории Отечества.
В школе активно работает первичная организация РОСТО (ДОСААФ). Совет РОСТО ведет большую работу, направленную на военно-патриотическое воспитание молодежи, воспитание любви к военным профессиям, изучение оружия и боевой техники.
В школе оформлены стенды, посвященные огневой подготовке, авиации, флоту, бронетанковой технике, различному оружию. Создан стрелковый тир, в котором ребята и девчата получают навыки стрельбы из пневматического оружия, с ними проводятся соревнования, оттачиваются приемы ведения огня и действий с оружием.
* * *
Один из приоритетов во всех видах учебной и воспитательной деятельности в школе – воспитание нравственной личности гражданина и патриота нашего Отечества.
Педагоги учат своих питомцев любить Родину, ценить ее вклад в развитие мировой истории и культуры, активно формируют представления о традициях, языке, культуре, целостное представление о мире как одном большом доме, в котором живут разные народы, объединенные общим стремлением к миру, добру, счастью.
Материал подготовила к печати Яна ГОРДИЕВСКАЯ
Комментарии