Цель: формировать познавательный интерес к истории Древней Руси.
Задачи:- актуализировать знания учащихся о Владимире Мономахе, «Поучении» Владимира Мономаха детям;- способствовать развитию умений и навыков работать в команде, умения самостоятельно искать информацию;- формировать навыки смыслового чтения;- развивать психические процессы у детей (внимание, память, мышление, воображение);- воспитывать такие нравственные качества, как чувство ответственности за судьбы других людей, гуманизм;- создавать положительный эмоциональный настрой.Оборудование: карта, текст «Поучения» Владимира Мономаха (адаптированный, с сокращениями), биография Владимира Мономаха, основные вехи биографии князя, пакеты с заданиями для каждого этапа игры.ПодготовкаИгра проводится после знакомства с «Поучением» Владимира Мономаха. Ученики могут ознакомиться с «Поучением» на уроках истории, литературы, обществознания, вне уроков, в ходе акции «Читаем всей семьей».Для участия в игре создаются несколько команд из учащихся шестых классов. В команде может быть 5-6 человек. Они выбирают капитана, название для своей команды, девиз и эмблемы для участников. Выбирается жюри (3-5 человек), по 2 организатора (учителя и старшеклассники) на каждый этап. Создается штаб игры (кабинет). Заранее определяется несколько кабинетов для игры (5-7, в зависимости от количества этапов). Для каждой команды жюри разрабатывает маршрут движения по этапам. Перед игрой команды собираются в штабе игры. Вступительное слово организатора игры (учителя): Добрый день, уважаемые участники исторической игры «Разведчики»! Тема сегодняшней нашей игры связана с жизнью и деятельностью одного из самых талантливых и образованных русских князей домонгольского периода – Владимира Мономаха. Почти всю свою жизнь провел он в борьбе с половцами, против которых организовал несколько походов объединенных сил русских князей. Владимир Мономах был не только полководцем, государственным деятелем, но и писателем. «Поучение» Владимира Мономаха – выдающийся памятник древнерусской литературы. Многие советы, которые мы встречаем в произведении Мономаха, актуальны и по сей день. Название «Разведчики» наша игра получила не случайно!У каждой команды будет свой маршрут передвижения. В ходе игры вам нужно будет расшифровать код вашего маршрута. Если вы правильно справитесь с расшифровкой, то по полученному коду найдете местонахождение тайных организаторов нашей игры. У них будут пакеты с важной информацией. На каждом этапе маршрута вы работаете с полученной информацией по инструкции организатора и стараетесь заработать как можно больше баллов. В путевом листе организатор этапа ставит вам отметку о прохождении испытания и записывает количество заработанных баллов. Для прохождения следующего этапа маршрута вы возвращаетесь в штаб игры и получаете новый код. Всего вам предстоит пройти 5 этапов.Побеждает команда, которая расшифровала весь маршрут, выполнила все задания на этапах, набрала наибольшее количество баллов по итогам игры. Представление командКаждая команда представляет своего капитана, название, девиз и эмблему. За представление команда может получить 1 или 2 балла. Учитываются оригинальность, творческий подход, соответствие историческим терминам и событиям.Этапы 1. БлицопросЗадание команде: ответить на предложенные вопросы.Организаторы задают вопросы команде (показывают презентацию). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Всего 7 баллов.1. Почему Владимира II Всеволодовича прозвали Мономахом?2. Кем приходился Владимиру Мономаху Ярослав Мудрый?3. Кто была жена Владимира Мономаха?4. Когда Владимир Мономах был Великим Киевским князем?5. Почему Владимира Мономаха называют писателем?6. Кому посвящено «Поучение»?7. Город, основанный Владимиром Мономахом в 1108 году на реке Клязьме, ныне областной центр в России.Ответы:1. Потому что мать В.Мономаха была дочерью византийского императора Константина Мономаха.2. Дедом.3. Гида, дочь англосаксонского короля Гаральда.4. 1113-1125 годы.5. Написал «Поучение» Владимира Мономаха.6. Детям. 7. Владимир (Залесский).2. Объясни понятияЗадание команде: на полученном листе объяснить понятия.Организаторы за каждое правильное определение дают 2 балла. Всего 10 баллов.1. Древняя Русь.2. Великий Киевский князь.3. Половцы.4. Поучение.5. Рюриковичи.Ответы:1. 1) Государство, возникшее в IХ веке в результате объединения восточнославянских и финно-угорских племен под властью князей династии Рюриковичей; 2) объединение восточнославянских племен.2. Титул правителей Древнерусского государства.3. Кочевые племена, проживавшие на границе с южнорусскими землями, с середины ХI века совершали нападения на русские княжества. 4. Жанр древнерусской литературы, в котором излагались правила жизни.5. Династия князей – правителей Древнерусского государства в IХ-ХVI веках.3. ПереводчикиЗадание команде: пересказать отрывок из «Поучения» с объяснением выделенных в тексте слов и словосочетаний. За каждое правильное объяснение дается 1 балл, всего 5 баллов; за грамотный пересказ части «Поучения» 5 баллов. За этап 10 баллов.1. Сидя на санях.2. Грамотка.3. Безлепица.4. Волость.5. Псалтырь.Ответы:1. Образное выражение, означающее «в преклонных годах», «в конце жизненного пути».2. В старину так называли записку, послание отца сыну.3. Нелепость, неразумный поступок, высказывание. 4. В Древней Руси территория, находящаяся во власти князя.5. Книга учительного характера, входящая в состав Библии.4. Сведения о жизни и деятельности Владимира Мономаха из «Поучения» Задание команде: найти в тексте сведения о жизни и деятельности В.Мономаха.За каждый правильный ответ 1 балл.Возможные ответы:1. Владимир, в крещении Василий.2. Читает Псалтырь.3. Отец знал 5 языков.4. Трудился с 13 лет.5. Правил в Переяславле.6. Совершил 83 великих похода.7. Заключил 19 мирных договоров с половцами.5. ПутешественникиЗадание команде: найти на карте города Древней Руси, упомянутые в тексте «Поучения» Владимира Мономаха, выписать названия городов на лист, найти города на карте.За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 10 баллов.1. Ростов.2. Курск.3. Смоленск.4. Владимир.5. Берестье.6. Переяславль.7. Новгород.8. Полоцк.9. Чернигов.10. Киев.Возможны дополнительные этапы либо дополнительные задания для команд.6. Какие качества личности порицались, а какие одобрялись в «Поучении»?7. Аннотация к поучению (написать 5 предложений)Расшифруйте кодУчащимся необходимо вспомнить даты и события, связанные с жизнью и деятельностью Владимира Мономаха. Можно выдать лист с основными вехами биографии князя (см. приложение). Они должны произвести математические вычисления (вычесть из одной даты другую, подставить ответ в уравнение), в результате которых должно получиться число – номер кабинета. В данном кабинете будет проходить один из этапов игры.1. Съезд князей в Любече – битва на Нежатиной Ниве = х+20=2. Кончина Владимира Мономаха – начало княжеских трудов Владимира Мономаха = х-13=3. Женитьба В.Мономаха на дочери английского короля – год рождения Владимира Мономаха = х+21 = 4. Начало киевского княжения Владимира Мономаха – основание Мономахом города Владимира на реке Клязьме = х + 37=5. Победа киевского князя В.Мономаха над половцами – принятие устава Владимира Мономаха = х+42=6. Битва на Нежатиной Ниве – женитьба Владимира Мономаха на дочери англосаксонского короля Гаральда Гиде = х + 44=Ответы:1. Съезд князей в Любече (1097) – битва на Нежатиной Ниве (1078)=19+20=39. 2. Кончина Владимира Мономаха (1125) – начало княжеских трудов Владимира Мономаха (1066) =59-13=46.3. Женитьба Владимира Мономаха на дочери англосаксонского короля (1075) – год рождения Владимира Мономаха (1053) = 22+21= 43.4. Начало киевского княжения Владимира Мономаха (1113) – основание Мономахом города Владимира на реке Клязьме (1108) =5+37=42. 5. Победа киевского князя Владимира Мономаха над половцами (1116) – принятие Устава Владимира Мономаха (1113) =3+42=45.6. Битва на Нежатиной Ниве (1078) – женитьба Владимира Мономаха на дочери англосаксонского короля Гаральда Гиде (1075) = 3+41=44.Подведение итогов игрыСветлана КРУПИНА, учитель истории и обществознания средней школы №32 Кирова Кировской области
Комментарии