Командира Приморского краевого студенческого отряда Владимира Попова я застала за самым что ни на есть командирским занятием. Владимир грузил тюки с формой ССО в свою легковушку, чтобы потом перевезти их по назначению – в вагонопассажирское депо Владивостока, где формировался студенческий отряд проводников “Экспресс”. Так по дороге и поговорили.
– Владимир, честно говоря, когда я узнала, что приморское движение ССО еще существует, то сильно удивилась. Как вам удалось сохранить отряд?
– Я командир с 1986 года, так что меня уже, наверное, можно считать профессиональным менеджером по летнему трудоустройству студентов! А если говорить серьезно, краевой отряд в зоне Дальнего Востока сохранился, пожалуй, только в Приморье. Надо отдать должное Комитету по делам молодежи администрации края, который все эти годы неизменно опекает приморский ССО. Ну и, конечно же, помогли налаженные за эти годы связи. Ведь сейчас самая главная проблема – это просто найти работу. При существующем уровне незанятого населения это превращается в глобальную проблему. Если десять лет назад мы отправляли в ССО около 8 тысяч человек, то в прошлом году – всего 2700 студентов. При том, что за это время число учащихся в высших учебных заведениях Приморья возросло на несколько порядков. А работать летом молодежь просто рвется, так что у нас теперь конкурс, в отряд зачисляют чуть ли не по личному знакомству! В том ССО, куда я сейчас везу форму, летом будут работать всего 200 человек, записывались первоначально 600. Отбор был, жесткий. Сначала по документам отобрали 300 человек на учебу проводников. А теперь еще 100 человек придется отсеять по результатам экзаменов.
– Где еще, кроме железной дороги, работают студенческие отряды Приморья?
– Год назад мы проложили себе дорогу на Сахалин и Курильские острова. Летом там путина, так что рабочие руки нужны. Да и подзаработали ребята неплохо, за сезон получилось около 14 тысяч рублей. Учтите, это без проезда и питания, а булка хлеба на Курилах, между прочим, стоит 17 целковых! Надо думать, наш отряд пришелся островитянам ко двору, потому что в этом сезоне они согласны принять на работу уже 200 человек против 50 прошлогодних. У сахалинских и курильских руководителей здесь свой интерес. Они рассчитывают, что кому-то из студентов у них понравится, и в будущем специалисты с высшим образованием приедут на острова не только на временную, но и постоянную работу. Еще одна сфера нашей деятельности – линии электропередачи. Здесь сработали личные связи. Дело в том, что начальники двух приморских механизированных колонн в свое время трудились в ССО “Энергия”. А недавно они сами вышли на меня и предложили вакансии на 30 человек. Мы договорились с руководством “Дальэнерго”, чтобы под наш отряд специально выделили производственные объемы. Между прочим, в этом году приморскому краевому ССО исполняется 38 лет. Так что стройотрядовскую штормовку мы вешать в шкаф не собираемся!
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
От редакции
Студотряды возрождаются. Меняются, конечно, во многом формы работы, приоритеты, символика. Но суть студотрядов остается прежней. Потребность в этом движении чувствуют и сами ребята, и общество. Среди вузов есть настоящие рекордсмены, так, в Уральском государственном техническом университете действуют 30 студотрядов, причем даже в подготовительный период в них работали около 1000 человек. В 2000 году здесь появилось еще 4 новых отряда. Сегодня и государство не остается равнодушным к проблеме студотрядов. Недавно появился проект постановления Правительства РФ “О поддержке студенческих трудовых отрядов”. Главное внимание в документе уделяется организации деятельности студотрядов, охране труда, обеспечению проезда отрядов к месту работы и обратно, разработке механизма стимулирования тех организаций, которые привлекают отряды на работу в летний период. Говорится там и о необходимости пропаганды движения. Впрочем, большинство нынешних студентов агитировать не надо. Прошло время, когда актуальной была поговорка “Работа не волк – в лес не убежит”. Труд нынче в моде.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии