Школы, как люди, не существуют в пустоте. Перемены в одной способны многое изменить в жизни другой. Когда в двух центральных гимназиях Екатеринбурга, за которыми закрепилось определение «элитные», №9 и №2, приняли поддержанное учредителями решение начинать прием учеников с уровня среднего звена и только на конкурсной основе, встал вопрос, где обучать детей микрорайона в первые школьные годы – без всякого конкурса. Выбор пал на общеобразовательную школу №69. И в то время как две гимназии поэтапно закрывали начальное звено, доучивая существующие классы и не набирая новые, в 69‑й так же постепенно двигались в противоположном направлении.
Процесс стартовал пять лет назад. В новом учебном году в школе №69 было набрано семь первых классов. В начальном звене теперь обучаются 662 ребенка. Предполагалось, что здесь совсем не будет основного звена, выпускники-четвероклассники разойдутся по соседним учебным заведениям, а 69‑я останется в чистом виде ресурсным центром начального образования. Но реальность вносит коррективы. Не все дети и их родители захотели (а кто-то не смог) покинуть школу. В каждой параллели с пятого по девятый класс осталось по одному классу, всего 105 учеников.
Уже пора делать промежуточные выводы о результатах эксперимента. Впрочем, слово «эксперимент» не совсем уместно для сферы образования, где трудно заранее просчитать итог, правильнее сказать не эксперимент, а опыт. Сразу можно отметить, что стратегическая цель такой перестройки, а именно повышение качества начального образования в обыкновенной, не статусной школе, достигнута. 78 процентов учащихся с первого по четвертый класс имеют только четверки и пятерки, что намного выше среднегородского уровня. За счет чего это удалось сделать?
Директор МОУ №69 Татьяна Викторовна Субботина как основные называет два фактора: кадровый и материально-технический. Эффективна концентрация всех видов ресурсов. «Когда школа большую часть своих средств, и материальных, и человеческих, вкладывает в одно направление, это дает качественный результат».
Попав на территорию школы, увидев яркие игровые площадки, сразу понимаешь: малышам здесь комфортно. Есть где погулять между уроками, во время динамических пауз, поиграть на продленке. Образовательное учреждение в самом центре большого города не может похвастаться простором, тем важнее максимально использовать каждый квадратный метр как снаружи, так и внутри – все кабинеты оснащены современной техникой.
И все же главный плюс «сосредоточения сил» касается, как всегда, человеческого фактора.
Когда в двух статусных гимназиях начало сокращаться, а затем сошло на нет начальное звено, возникла проблема трудоустройства целой плеяды превосходных специалистов-начальников. Большинство теперь работают в 69‑й школе. С собой они принесли ценный опыт выращивания юных талантов, умение разглядеть и развить способности в любом ребенке.
«Но мы не просто пользуемся их педагогическим капиталом, но и растим собственные кадры», – подчеркивает Татьяна Викторовна. В школе действует проект «Наставничество», которым руководит Екатерина Геннадьевна Белоцерковская. Прежде она преподавала в гимназии №9. По сей день считается одним из самых ярких и успешных учителей начальных классов в Екатеринбурге, и не только, является победителем Всероссийского конкурса «Учитель года».
По проекту, который осуществляется совместно с Уральским педагогическим университетом, образуются пары «педагог-стажист плюс начинающий педагог». Екатерина Геннадьевна предложила такую форму, как бинарные уроки, когда в класс приходят сразу оба педагога и вместе ведут занятие, каждый при этом отвечает за какую-то его часть. Обмен опытом происходит в действии. Бинарные уроки положительно оценили представители Министерства образования и науки Российской Федерации и рекомендовали к распространению. А пара Е.Г.Белоцерковской и молодого педагога М.С.Пановой победила в районном конкурсе «Мой наставник».
Формат «работа вдвоем» распространяется не только на опытных, передающих знания и навыки молодым. В школе создаются так называемые стажерские пары по разным направлениям, и всегда с учетом совместимости людей, чтобы не возникало ситуаций внутреннего конфликта. Один ведет урок, а другой его контролирует по строго определенной теме (вовсе не обязательно, что контролер – старший по возрасту, бывает и наоборот). Например, выверяет по секундомеру, сколько времени преподаватель предоставляет ребенку на обдумывание ответа. Положено не менее 20 секунд, но учитель порой не замечает, что торопится. Или же наблюдатель по схеме класса оценивает, кого педагог спрашивает часто, а о ком забывает: может оказаться, что в зоне внимания лишь те, кто в зоне видимости! Подобное «сканирование» позволяет увидеть собственные недочеты, измениться, перестроиться.
Но как же живется-учится в образовательном учреждении, ориентированном на младшие классы, тем, кто их уже покинул, а в школе остался? Не чувствуют ли себя ущербными представители среднего звена? Вопрос провокационный, тем более что и учителя-предметники здесь в меньшинстве, возможно, испытывают информационный и коммуникативный голод по общению с коллегами. И здесь имеются свои достижения. Минус превращается в плюс, если делать ставку на индивидуальный подход к ученикам, которых в параллели куда меньше, чем в обычных школах. В нынешнем пятом классе, например, высокий процент отличников. Ученики старших классов вольно или невольно развивают в себе лидерские навыки, так как на общешкольных мероприятиях постоянно выступают в роли организаторов и ведущих.
Комментарии