Рассказать о них тем более необходимо, что возможности использования “Истории России” на уроке расширились. Совсем недавно была выпущена сетевая версия компьютерного учебника. Это долгожданная новость для историков. Хотя, понятно, сетевая “История России” дороже персональной, зато не придется “растягивать” на несколько компьютеров вариант программы, рассчитанный на одного человека. Такой “выход из положения” нашли многие.
И что получилось в итоге? Уже не говоря о том, что были нарушены условия лицензии, такие пользователи проиграли в техническом отношении – пострадало качество изображения и звука. Эксперименты в типичном сетевом классе, где стоит 12-15 компьютеров с Windows’95, связанных в одноранговую локальную сеть (10 Мб/c), а на компьютере преподавателя установлен общедоступный 8x-12x EIDE дисковод CD-ROM, показали, что, если более четырех учеников одновременно слушают мультимедийные лекции, локальная сеть и дисковод CD-ROM не выдерживают нагрузки. Периодически начинает “заикаться” звуковое сопровождение и возникает несинхронность иллюстративного ряда и звука.
Чтобы избежать всех этих неприятностей, богатая школа поступает просто – покупает на каждого ученика по персональному комплекту “Истории России”. Каждый ребенок работает на отдельном компьютере в наушниках, а после изучения очередной темы сдает компьютерному преподавателю контрольную. “Живому” учителю истории в этом случае остается индивидуальная работа с отстающими и “сильными” учениками, чье любопытство учебник не удовлетворил. Все замечательно, однако цена такого оснащения непомерно высока.
Как работает сетевая версия учебника? Необходим сетевой компьютерный класс. Одновременно могут заниматься 23 ученика. Перед занятием преподаватель может выгрузить на компьютеры учеников часть материалов изучаемой темы (прежде всего видеофрагменты) – это снимает проблему перегрузки сети. По завершении занятия место на жестких дисках рабочих станций освобождается. Сам урок непосвященным может напомнить сюжет фантастического фильма. Учитель, не сходя с места, прямо со своего компьютера проверяет оценочный лист каждого ученика (возле усвоенного параграфа стоит “галочка”): так, Пете не даются основные направления российской поэзии серебряного века, а Катя не знает, какие события предшествовали “кровавому воскресенью”. Теперь можно подойти и помочь. И не надо сбивать подростка вопросами, “дышать в спину”.
А что делать, если сетевого компьютерного класса в школе нет или он “оккупирован” информатикой? Голь на выдумки хитра. К компьютеру присоединяется проектор или крупногабаритный телевизор, и весь класс одновременно смотрит мультимедийный урок. Конечно, в таком случае индивидуальный подход исключен. Кто-то скучает, когда идет объяснение уже известного ему термина, а другой ребенок не успевает усвоить цифры, факты – ради одного школьника паузу не сделаешь.
Зато у этого метода есть и несомненные достоинства. Коллективный просмотр дает преподавателю свободу в выборе материала. Какую-то лекцию он решит не показывать вообще, из другой возьмет только иллюстрации – карты, фотографии, схемы, документы, видеоряд, а прокомментирует сам. В последнем случае достаточно “убрать” звук. Еще один интересный “ход” – урок-дискуссия. То есть учитель грамотно спорит с авторами компьютерного учебника.
И последнее. Специалисты фирмы “Клио Софт” напоминают: обновление и демоверсию учебника “История России: ХХ век” можно загрузить по Интернету бесплатно (с сайта http://www.history.ru).
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии