search
main
0

В прошлом веке Императорский Малый театр называли вторым университетом. Затем в зените славы оказался Московский Общедоступный Художественный театр с его знаменитым чеховским репертуаром – “Чайкой”, “Вишневым садом”, “Дядей Ваней”, “Ивановым”, “Тремя сестрами”… С середины 50-х годов необычайной популярностью пользовались Большой Драматический в Ленинграде под руководством Г.А.Товстоногова, “Современник”, организованный в Москве О.Н.Ефремовым. И наконец “Таганка” Ю.П.Любимова – любимый театр москвичей, которому в эти дни исполняется 35 лет.

35 – много это или мало? Если эту дату применить к учению К.С.Станиславского, то, безусловно, много. Примерно столько лет жизни отводил Константин Сергеевич так называемому режиссерскому театру. А “Таганка” по самой сути своей – режиссерский театр. Кстати сказать, восьмидесятидвухлетний Юрий Петрович Любимов, ее художественных руководитель, не спорит здесь с Константином Сергеевичем. Вспоминает свой собственный преклонный возраст, хотя в то же время заявляет, что еще полон сил и творческой энергии. Дай-то Бог!

Вообще Театр на Таганке много раз доказывал и подтверждал, что он именно режиссерский, “любимовский”. Не только потому, что основной костяк его труппы составили в 1964 году выпускники Юрия Петровича по Театральному училищу имени Б.В.Щукина. То, что “Таганка” зиждется на режиссерских традициях и авторитете Ю.П.Любимова, становилось предельно ясно, особенно в драматические моменты жизни театрального коллектива. Достаточно хотя бы вспомнить, что творилось на Таганке, когда Ю.П.Любимову запрещено было вернуться после гастролей в СССР и когда главным режиссером театра стал выдающийся педагог Анатолий Васильевич Эфрос. К смене руководства актеры Театра на Таганке отнеслись более чем ревностно. Большинство из них А.В.Эфроса, несмотря ни на какие его заслуги в развитии современной режиссуры, просто не приняли. Не будем углубляться в эту очень грустную и трагическую историю, особенно в юбилейные для “Таганки” дни. Правда, сам Юрий Петрович Любимов призывает и театр, и его зрителей ни о чем не забывать! Эх, “Таганка”!

Сегодня театр вновь ставит спектакль “Добрый человек из Сезуана”. Этим спектаклем в свое время театр открылся, потрясши тогда новизной, молодостью и вызывающей публицистичностью даже самых завзятых театралов. Прошли годы, и на сцене появился датский принц Гамлет в исполнении Владимира Высоцкого, кумира интеллигенции. Каждый спектакль “Таганки” становился, мало сказать, событием театральной, но и общественной жизни. Его тоже можно было бы сравнить со вторым университетом. О, какую опасность он представлял для партийных и советских органов! Как боялись стражи советского режима каждой его новой постановки! Театр был “рассадником” вольномыслия.

Трудно себе представить, как Юрию Петровичу Любимову удалось сохранить “Таганку”. Оттепель закончилась, коммунисты начали туго закручивать идеологические гайки. И тем не менее на сцене Театра на Таганке появляются такие спектакли, как “Дом на Набережной”, “Обмен” (в основе которых “почти запретные” для того времени повести Юрия Трифонова). Для кого “свобода” не пустое понятие, не безразличное, “Таганка” была важна, как жизнь.

Юрий Петрович Любимов составил блестящую труппу актеров-единомышленников, понимающих своего режиссера с полуслова, с полувзгляда, с полунамека. Алла Демидова, Валерий Золотухин, Гоша Ронинсон, Инна Ульянова, Борис Хмельницкий, Леонид Филатов, Николай Губенко… Впрочем, с последним связана другая история, о которой много писали и говорили. Повторяться не будем.

Надо видеть, как великолепно работает Ю.П.Любимов с актерами, как он волшебно репетирует. Наверное, это идет от его собственного актерского начала. В молодости он много снимался в кино (“Беспокойное хозяйство”, “Кубанские казаки”). Правда, к этим ролям маэстро сегодня относится весьма прохладно, скептически, говорит о советском искусстве зло и непримиримо. Его можно понять. Кто бы в сталинские времена разрешил бы ему поставить, например, спектакль “Мастер и Маргарита” по роману М.А.Булгакова?! Для Ю.П.Любимова, его творчества, режиссуры характерен протест против притеснения личности и запрета на правду. Этот диссидентский пафос и притягивает нашего зрителя к Театру на Таганке.

Валерий ЕРМОЛОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте