Первый – развитие транспортной системы, отвечающее решению главной проблемы Москвы. Речь идет о создании условий для свободного и комфортного перемещения по городу. Это касается и пешеходов, и пассажиров общественного транспорта, и личных автомобилей. Мы живем в условиях стабильного роста пассажиропотока и объемов перевозок грузов. Число личных автомобилей уже превысило 4,5 млн, по этому показателю мы уже догнали многие европейские города и начинаем двигаться в сторону американских. Тем не менее Москва остается городом общественного транспорта, которым регулярно в часы пик пользуются около 80% москвичей. Именно поэтому «Мобильный город» – это прежде всего развитие метро, пригородного железнодорожного сообщения и наземного пассажирского транспорта с одновременным улучшением городских дорог.
Второй приоритет – «Комфортная городская среда». Она включает в себя разумную сбалансированную градостроительную политику, охрану памятников истории и культуры, улучшение внешнего облика Москвы, благоустройство общественного пространства и богатую культурную среду. Третий приоритет – «Здоровый город». Столичный уровень медицины – один из самых высоких в стране. Как известно, средняя продолжительность жизни в городе уже превысила 75,5 лет – это показатель, который вплотную приближается к европейским показателям. Город преодолел демографическую яму, и сегодня каждый год мы фиксируем, что рождаемость устойчиво превышает смертность в нашем городе. Но это, конечно, не повод для самоуспокоения – это база, для того чтобы поставить и решить следующую задачу: вывести московское здравоохранение на новый качественный уровень. В рамках программы модернизации мы инвестировали в медицинскую систему Москвы более 100 млрд рублей за последние два года – это колоссальная сумма, которую никогда не инвестировали в таком объеме в городское здравоохранение. Практически полностью была обновлена материально-техническая база больниц и поликлиник, закуплено порядка 60 тыс. единиц первоклассного медицинского оборудования. По обеспеченности компьютерными и магнитно-резонансными томографами мы сегодня стоим наравне с европейскими городами. Конечно, это не значит, что автоматически произошло и повышение качества лечения. Есть первые положительные сдвиги, прежде всего рост числа выполненных исследований, операций, снижение уровня смертности по многим видам управляемых заболеваний. Вне всякого сомнения, необходимо поддерживать привлекательный уровень оплаты труда в здравоохранении. Уже сегодня заработная плата в московском здравоохранении составляет около 67 тыс. рублей. Это очень неплохой базовый уровень, но я считаю, что недостаточный. Уровень заработной платы в здравоохранении предстоит повышать и в дальнейшем. В ходе недавних консультаций с депутатами местного самоуправления (мы провели встречи с депутатами местного самоуправления всех округов – это около полутора тысяч человек) мы вышли на необходимость создания специальной подпрограммы строительства 50 новых поликлиник в тех районах, где недостаточное амбулаторное обслуживание граждан. Охрана здоровья – это, конечно, не только медицина, но и благоприятная окружающая среда, спорт и активный отдых, поэтому важно улучшение экологической обстановки. Интерес к здоровому образу жизни постепенно охватывает все большие слои населения. Регулярными занятиями спортом в Москве охвачено более 30% населения. Мы развиваем общедоступную инфраструктуру, уличные тренажеры, велодорожки, катки, лыжные трассы, но в Москве, конечно, явный недостаток капитальных спортивных сооружений. При первой возможности мы должны выделять площадки, земельные участки для привлечения инвестиций в эту сферу. Четвертый приоритет – образование. В этой сфере мы решаем задачи, во многом схожие с модернизацией здравоохранения. Это обновление материальной базы, которое за последний год затронуло практически все учреждения, школы и детские сады. Мы обеспечили персональными компьютерами всех школьных учителей. Значительно увеличилось (более чем в 1,5 раза) и финансирование самих школ. Школы Москвы уверенно подтверждают свой высший рейтинг в российском образовании. Число отличников среди выпускников школ за последние годы выросло почти в два раза. Средняя заработная плата учителей составляет более 60 тыс. рублей. Тем не менее и здесь стоят серьезные задачи, направленные в первую очередь на повышение квалификации учителей и повышение качества воспитания в московских школах и дошкольных учреждениях. Пятый приоритет – «Социально защищенный город». Мы привыкли к тому, что в Москве с социальной защитой все обстоит неплохо, особенно по сравнению с другими городами. Тем не менее правительство города видит сохраняющиеся очаги социального неблагополучия. Мы ставим перед собой задачу делать эту социальную помощь все более адресной. В предыдущие годы мы ее направляли на адресную поддержку ветеранов войны. В 2013 году мы наметили для себя два приоритета. На первом месте – решение проблем инвалидов I группы, в Москве их более 140 тыс. Социальные службы сейчас завершают комплексное обследование условий жизни этих людей. По каждому инвалиду, о котором некому позаботиться, будет составлен индивидуальный план решения проблем. Речь идет о приспособлении квартир для особых условий их жизни, покупке необходимой техники, дополнительном лечении, реабилитации, содействии в трудоустройстве (если есть возможность и желание работать). Мы активно сотрудничаем с общественными организациями инвалидов в решении этой задачи. Кроме того, в городе должна быть сформирована новая модель профилактики сиротства и семейного устройства детей. В этих целях мы централизовали работу органов опеки и попечительства, наполнив их новым содержанием. Раньше эта работа была разбросана, по сути дела, по пяти различным департаментам. Теперь основная работа этой службы – работать с проблемными семьями, чтобы по возможности сохранить ребенка в родной семье, не пассивно ждать прихода потенциальных усыновителей, если все-таки ребенок оказался осиротевшим, а целенаправленно искать и обучать людей, которые готовы взять детей-сирот на воспитание. Мы практически в два раза повысили социальные пособия, направленные на поддержку семей, которые воспитывают детей-сирот. Впереди у нас масштабная работа по адресной помощи другим нуждающимся категориям граждан.Шестой приоритет – «Новая экономика Москвы». Стабильные темпы экономического развития, привлечение инвестиций – основа успеха нашего города и благополучия каждой московской семьи. За прошедшие два года Москва вышла из экономического кризиса, укрепила свой промышленный и инновационный потенциал. Правительство Москвы сформулировало новые программы поддержки реального сектора экономики. Происходит постепенное улучшение предпринимательского климата, отменены многие избыточные бюрократические процедуры, в том числе в строительстве. Формируется прозрачная и необременительная процедура подключения к электрическим сетям. Тем не менее работа в этой отрасли, в этом направлении, на мой взгляд, недостаточна. Одной из главных задач на будущее в рамках этого приоритета программы я считаю выстраивание системы привлечения инвестиций, создание нормального предпринимательского климата в Москве. Седьмой приоритет – это «Открытая Москва». Речь идет о формировании новой системы взаимодействия с жителями и модернизации государственных услуг. Приоритет по счету седьмой, но, на мой взгляд, самый важный. От того, как мы выстроим диалог с жителями, как совместно будем с ними работать над проблемами Москвы, настолько будут и успешны наши действия. Несмотря на то что в 12-миллионном мегаполисе рядовому жителю, казалось бы, очень сложно достучаться до власти, все больше москвичей становятся полноценными партнерами по диалогу с органами власти Москвы. Сегодня на интерактивные порталы «Наш город», «Дороги Москвы», «Дома Москвы» поступает до 5 тыс. обращений в неделю. Это значительно уже больше, чем обращений граждан в традиционной форме. По сути, мы создали принципиально новый канал коммуникации между обществом и властью, который имеет двусторонний характер. Граждане заявляют о проблеме, получают ответ, могут оценить качество и быстроту работы городской власти. Эти порталы должны развиваться с учетом пожеланий людей, сами жители должны называть сферы, где они хотят контролировать работу власти. В сфере модернизации государственных услуг мы, на мой взгляд, прошли примерно половину пути. В половине районов Москвы действуют многофункциональные центры, где можно получить государственные услуги по новым правилам – открыто, без длинных очередей и комплексно в зависимости от конкретной жизненной ситуации. Ежедневно в эти центры обращается от 45 до 50 тыс. человек. Работает городской портал, где эти услуги можно получить уже дистанционно, без посещения органов власти, на нем зарегистрировано более 1 млн москвичей, поступает более 6 тыс. обращений в день за различными услугами. В течение следующих двух лет мы откроем многофункциональные центры по всему городу, а городской портал государственных услуг пополнится новыми сервисами, большинство услуг городских органов власти можно будет получить через Интернет. И если сейчас 90% услуг люди получают в традиционной форме и лишь 10% – в Интернете, то ситуация, на мой взгляд, и это соотношение очень быстро изменятся. Именно электронный сервис станет основным каналом получения услуг. Электронные услуги и МФЦ избавляют граждан и бизнес от очередей и прочих проблем при получении государственных услуг, снижают и различные коррупционные риски.Развитие города набирает свои темпы. Работа по обустройству городской жизни касается практически каждого москвича, а потому требует консолидации усилий депутатов, Правительства Москвы, общественности, экспертов и всех заинтересованных граждан. Без этой консолидации решать стоящие перед городом задачи намного сложнее, и при этом наша программа далеко не всегда бесконфликтна. Интересы различных групп населения порой вступают в противоречия друг с другом. Поиск разумных компромиссов, правильное выстраивание приоритетов, диалог и обсуждение сложнейших проблем с городским сообществом – это и есть наша с вами задача. Но при этом любое обсуждение, конечно, не может быть бесконечным, необходимо уметь принимать решения и отвечать за них. Всем нам надо включиться в эту работу, совместными усилиями обсудить и принять сбалансированную и реалистичную программу развития нашего любимого города.
Комментарии