Эти бунинские строки наиболее точно выражают суть воздействия на зрителей живописных полотен московского художника Василия Инчина. “По складу своего характера я художник-лирик. Люблю пейзаж с его разнообразием зимних бодрых дней, ранних весенних сумерек, долгих вечеров середины лета, “когда одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса”. Люблю Москву с ее улицами, переулками, площадями, старыми храмами, зелеными парками, где затерялись уютные особнячки прежних времен. Все это пишу с увлечением и восторгом”, – рассказывает живописец.
Инчин родился на Южном Урале в городе Кумертау. Путь истинного художника во многом определяется воспоминаниями детства.
– Мне было восемь лет, когда я сидел у окна с видом на заснеженное поле и делал уроки. Неожиданно заметил на огороде трепещущие на ветру листочки. На следующий день все повторилось. На третий день, проваливаясь в сугробы, я пробрался и увидел книжку, вмерзшую в снег. Это оказался альбом с рисунками Спасской башни Кремля и Московского университета. Неизвестный художник многократно повторял эти мотивы в различных набросках. Рисунки были довольно однообразны, но у меня захватило дух. Возможно, именно тогда во мне проснулся художник… Спустя 14 лет, в 1972 году, жизнь привела меня в Москву. И вот теперь я сам пишу университет…
Азы мастерства Инчин получил у художника-педагога Виктора Торунова в Доме пионеров казахского города Рудный, куда семья переехала в 1961 году. “Смотрите широко, смотрите цельно”, – не уставал повторять Торунов. Эти слова стали для Инчина программой на всю жизнь. Впоследствии ему не пришлось искать себя в пустой трате сил. Именно тогда была заложена основа творческой личности будущего художника.
Разнообразные по мотивам пейзажи средней полосы России правдивы и просты. Осеннее поле с рыжими стогами сена, сельский деревянный домик с белоснежной красавицей-черемухой, часовня среди берез, старый высохший дуб, солнечный день в Переславле-Залесском и Ростове Великом, пробуждающиеся почки на деревьях и звенящая вечерняя тишина… В камерных по своему звучанию пейзажах – собирательный образ Родины.
Уголки природы, изолированные от суетного мира, вызывают душевное спокойствие. Чувствуется стремление автора передать непосредственные впечатления от натуры, свои чувства и переживания. Воплощение радости бытия в красках составляет суть жизнеутверждающего творчества художника. Живописное дарование автора проявилось не только в жанрах пейзажа и интерьера, но и в натюрмортах, которые отличает изящество и богатство палитры.
Алла СИМОНОВА,
член Ассоциации
искусствоведов России
Комментарии