Еще 10-15 лет назад идеи французского философа Бруно Латура о праве вещей на автономию, выраженные в работах с характерным названием «Вещи дают сдачи» или «Парламент вещей», могли вызвать у широкой публики недоумение или даже усмешку. А сегодня младшие школьники своими руками выстраивают коммуникацию между вещами, создавая сложные системы управления городскими службами или аграрными кластерами. Речь идет о турнире «Интернет вещей» в рамках проекта JuniorSkills в московской школе №1788, где в апреле проходил региональный этап соревнований.
В состязании приняли участие 22 команды, представленные разными столичными образовательными учреждениями: школами №1392, 2073, 1788, студией робототехники МТИ, Западным комплексом непрерывного образования, колледжем №23. Судили их 14 экспертов – представители JuniorSkills и WorldSkills Russia, в том числе национальный эксперт сборной WorldSkills Russia в компетенции «Мобильная робототехника», разработчик регламентов робототехнических соревнований Алексей Корнилов.- Всего есть две возрастные категории, – рассказывает эксперт JuniorSkills и учитель математики из школы №1788 Алексей Ларкузов. – 10+ и 14+. Сначала в Москве прошли обучающие семинары, в рамках которых детей ознакомили с «Интернетом вещей», после которых были отобраны команды от разных школ и колледжей. Главные навыки, которые здесь нужны, – это основы программирования и структурной презентации информации. Особенность «Интернета вещей» и аналогичных проектов в том, что фактически этому нигде не обучают специально, нет такого предмета, дети сами, на основе своих знаний включаются в процесс соревнования.JuniorSkills – программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников – была инициирована в 2014 году в партнерстве с WorldSkills Russia при поддержке Агентства стратегических инициатив, Минпромторговли РФ и Минобрнауки РФ. Буквально на днях, 6 апреля, руководитель направления «Молодые профессионалы» АСИ Дмитрий Песков писал в своем блоге: «Наше образование станет конкурентоспособным в тот момент, когда мы выпустим первую тысячу программистов-биологов, десять тысяч программистов-юристов и сто тысяч программистов-управленцев». Именно на создание таких «гибридных» компетенций направлен проект «Интернет вещей». В категории 14+ школьники как раз пробовали себя в роли программистов-биологов.В старшей возрастной группе, посвященной направлению «Умное сельское хозяйство», школьникам представилась уникальная возможность поучаствовать в создании «умной теплицы», используя плату Arduino с датчиками. Подростки подключили датчики, которые замеряют влажность почвы, к цветам в горшках. Эти датчики отправляют информацию о параметрах почвы в облако Fingwords, из которого информация поступает на экран компьютеров. Процесс может быть полностью автоматизирован – решение о необходимости полива может принимать как человек, так и программа. Такая система вполне может быть использована в сельском хозяйстве. Один из участников состязаний, семиклассник Виктор Маркевич, признался, что с удовольствием интегрировал бы такую систему на даче у родителей, чтобы не поливать огурцы самостоятельно.- Пользователь принимает в этом процессе после создания технологической цепочки минимальное участие, – рассуждает Алексей Ларкузов. – Помимо сбора этой цепочки и создания программы дети задаются довольно серьезными мировоззренческими вопросами. Например, не ждет ли нас с развитием технологий «восстание машин» в духе «Терминатора»? И здесь мы детей успокаиваем, ведь человек в случае с «Интернетом вещей» полностью контролирует процесс.В категории 10+, посвященной направлению «Умный город», детям нужно было разработать диспетчерскую систему для «скорой помощи», используя микроконтроллер Lego EV3. Специально приглашенным экспертом этого направления стал авиадиспетчер аэропорта Внуково, который поделился своим профессиональным опытом по управлению воздушными путями Москвы. Задания здесь были достаточно сложными даже для взрослого. Школьникам нужно было самим настраивать датчики, которые показывают, сколько машин находится на импровизированной парковке «скорой помощи», а также какое расстояние от каждой из этих парковок до места предполагаемого ДТП. На основании этих данных программа определяет, с какой из парковок будет отправлена карета «скорой помощи».- Как только я пришел в школу в первый класс, – рассказывает участник соревнований в категории 10+ Максим Лейхнер, – я сразу пошел и в кружок программирования, и на курсы робототехники, наверное, именно поэтому я и попал в финал. В будущем я хочу стать программистом и применять на практике «Интернет вещей».Максим Лейхнер уже сам умеет создавать видеоигры и писать элементы программного кода. Эксперты JuniorSkills признались, что Максим вполне мог бы выступать и в категории 14+, не подошел только по возрасту.Помимо участников соревнований и их кураторов в школу №1788 специально следить за ходом соревнований приехали участники программы «Школа будущего» из разных регионов России.- «Интернет вещей» сегодня в тренде не только в Москве, – рассказывает руководитель «Школьного технопарка» школы №2 Якутска Петр Никитин. – Уже в следующем году мы проведем аналогичные соревнования в Якутии. Впечатляет, что в рамках этого проекта дети осваивают не только технические, но и бизнес-навыки: о своих проектах они делают презентацию в формате представления коммерческого стартапа.Победители регионального отборочного этапа примут участие в финальном турнире JuniorSkills, который состоялся 12-15 апреля в рамках Всероссийского робототехнического фестиваля «РобоФест-2016». Москву представляла команда Footprints on the moon – Максим Носырев, Максим Князев из Западного комплекса непрерывного образования (категория 14+) и смешанная команда InterThings, в которой есть представители сразу двух столичных школ – Максим Лейхнер (школа №1788) и Глеб Лазукин (школа №1354).
Комментарии