search
main
0

В помощь классному руководителю: когда нужно рекомендовать родителям учеников пойти к психологу

Бывает, школьники становятся раздражительными при общении с учителем или невнимательными на уроке. Могут проявлять агрессию, вспыхивают, словно спички, по малейшему поводу. Им кажется, что одноклассники их задевают, хотя те общаются, как раньше, либо учитель придирается больше прежнего, но тот задает обычные вопросы на уроках.

Фото: mos.ru

Часто таких детей учителя приводят «за руку» к школьному психологу. Вот тут-то и выясняется причина происходящего. На ребенка могут повлиять ссоры, конфликты между родителями.

Именно учитель может достучаться до родителей, чтобы те пришли на психологическую консультацию. Психолог, по этическим соображениям, этого сделать не может.

Консультирование по семейным вопросам – важная и ответственная часть работы психолога. Потому что такое консультирование непросто проводить, а учителю этот аспект не по силам – нужны другие технологии, а не только педагогическое воздействие, убеждение или разговор «по душам». Справиться с психологической проблемой в семье может специально обученный специалист – психолог.

Мужчины и женщины стремятся объединиться, стать семейной парой, любить друг друга и «жить долго и счастливо». Однако иногда из-за разных установок, взглядов, мнений и отсутствия понимания, как все это согласовывать, чтобы жить вместе и быть в согласии или в целом уживаться, в семьях происходят разногласия, ссоры, трения. А когда в семьях учащаются ссоры, недопонимание между родителями, детьми, старшими членами семьи, все это сказывается на их детях, ваших учениках.

Запомните, когда целесообразно приглашать родителей к педагогу-психологу:

  • Если в семье кризис отношений между детьми и родителями, детьми и более старшими членами семьи, сиблингами.
  • Психологическая проблема одного члена семьи сильно затрагивает остальных – проблема психологической и физиологической зависимости от алкоголя, табакокурения, наркотических веществ, психические заболевания, расстройства.
  • Несмотря на качественную работу психолога, успех у одного члена семьи невесомый. Можно рассмотреть проявления психосоматики у этого или другого члена семьи. Например, дети перестают, наконец, играть в компьютерные игры, когда у мамы повышается давление. Последнее неосознанно становится методом управления деятельностью детей.

Семья сама придет к психологу, если у них психологически здоровые отношения, но возникает сильное желание развиваться, совершенствоваться, «идти в гору».

Не приглашайте родителей к психологу, если:

  • Они сами этого не хотят. Стараются, пусть и неудачно, сами решить семейные проблемы. Возможно, они уже обратились к психологу, просто вам об этом не говорят.
  • Одного психологического влияния явно не хватит. Нужно, чтобы с семьей работали и другие специалисты. Например, для решения сложной семейной ситуации неблагополучной семьи.
  • Это семья с антисоциальной направленностью. Если в семье процветает пьянство, жестокое обращение с детьми, ведется аморальный образ жизни, одного только психологического воздействия будет недостаточно.
  • Для решения ряда деликатных вопросов родителям нужны индивидуальные консультации, когда папа и мама приходит к психологу отдельно.

Как работает психолог? Объясняем на понятном для пап и мам языке.

Психолог остается с родителями столько времени (часов в неделю), сколько нужно, пока их негативное состояние не изменится. Выясняет, если намечается развод, были ли у папы и мамы такие же болезненные потери в детстве без оказания поддержки. Обычно в итоге после посещения психолога у пары происходит понимание, откуда такая реакция на событие.

Родители часто долго и эмоционально рассказывают, как им сложно переживать свою историю еще раз. Когда оба клиента осознают, что потери неизбежны, это поможет им изменить отношение к своим внутренним переживаниям.

На стадии отрицания и непринятия своей ситуации психолог, слушая родителей, доносит до их сознания идею, что «да, видимо, ситуация не изменится, но ваша жизнь продолжается. Вы вправе испытывать все чувства, которые испытываете…», – пока не наступит этап принятия неизбежности этой ситуацией родителями.

Можно закрепить достигнутое понимание, говоря: «Если эта ситуация вам дается обстоятельствами, вы должны ее пройти». Психолог дает опору и поддержку для улучшения эмоционального состояния. Намечает действия для дальнейшего улучшения состояния родителей и семьи в целом.

Как педагог, вы можете объяснить школьникам следующее:

Для того, чтобы в семье не возникали непреодолимые проблемы, всегда легче договориться друг с другом на ранних этапах. Еще лучше, для профилактики – до вступления в брак.

Рекомендуйте школьникам изучать семейную психологию, а также психологию мужчины, женщины отдельно, их развития как личности, формирования альтернативных взглядов в семьях с разными культурными традициями. «Семья должна быть счастливой, – говорим мы школьникам, – семья – это ежедневный труд, поэтому выстраивать отношения нужно кропотливо и бережно».

Вывод. В психологических консультациях для родителей много смысла.

Когда школьнику плохо, его угнетает ситуация домашних неурядиц, тогда снижается качество усвоения материала. Даже отличники могут превратиться в троечников.

Поэтому ваше приглашение родителей к психологу благотворно подействует не только на решение семейных проблем, но и на обучение школьника и, в итоге, принесет пользу всем, включая деятельность самого педагога.

Ранее Ирина Колиниченко на страницах Сетевого издания «Учительская газета» рассказывала о профилактике эмоционального выгорания у педагогов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте