search
main
0

В полет на воздушном шарике

Добрый лекарь и надежный друг

Как быстро пролетают школьные годы! Вчера взволнованные мамы и папы привели в 1‑й класс робких малышей. А сегодня на пороге взрослой жизни стоят самостоятельные и взрослые ребята. Как помочь им пройти этот путь интересно, легко, стать успешными, уверенными в себе?

Три года назад я пришла работать в школу-интернат №31, где учатся дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меня встретили наивные и доверчивые глазенки детей и настороженные, обеспокоенные взгляды родителей. Как научить детей держать ручку, писать и считать, но при этом оставить в детской памяти светлые и радостные воспоминания о школе? Как вызвать интерес у малышей? Я задала детям такой вопрос: «А знаете ли вы, что нашему любимому воздушному шарику скоро исполняется почти 200 лет?» Глазки у детей загорелись. Так началась наша работа.

Воздушные шарики – любимая игрушка ребят во всем мире. Радостные, разноцветные, они стали настоящим символом торжества. Каждый согласится, что воздушные шарики – это здорово! Но вот вопрос: а может ли эта забава еще и принести пользу?

Уникальные свойства воздушных шариков широко используют в психологии, педагогике, медицине. На уроках в начальной школе верным спутником стал воздушный шарик. Используя воздушный шарик на уроках и коррекционных занятиях, я старалась делать обучение в школе легким, интересным.

На уроке русского языка при обучении грамоте можно использовать красные, синие и зеленые шары и с их помощью обозначать согласные и гласные звуки (как элемент урока: при выполнении фонетического анализа слова разноцветные шары обозначают характеристику звуков).

На уроках математики можно считать воздушные шары, сопоставлять их размер, форму, цвет и даже массу, если использовать шар с наполнителем. Небольшие разноцветные шарики помогут при изучении состава числа первого-второго десятков. С их помощью легко схематично представить задачу, это ярко, наглядно, быстро запоминается.

На уроках окружающего мира воздушные шарики выступают в качестве моделей земного шара, помогают наглядно увидеть расположение материков, океанов. Воздушные шарики помогают запомнить расположение цветов государственного флага России. С помощью разноцветных шариков ребята быстрее запоминают последовательность цветов радуги.

На уроках изобразительного искусства и технологии воздушные шары скручивают практически в любую форму. К ним интересно приклеить глазки, носики, ушки. Создание фигурок из воздушных шаров или скручивание из шариков-колбасок цветочков или зверюшек называется твистингом. Забавно рисовать на шарах и с помощью шаров. Есть, оказывается, очень необычная техника – отпечаток воздушного шара. При этом развиваются не только воображение и фантазия, но и мелкая моторика рук. А еще любознательность, стремление к творческому самовыражению, самостоятельность.

На коррекционных занятиях мы использовали воздушный шарик-антистресс. Воздушные шарики можно применять для того, чтобы успокоить нервную систему. С их помощью можно провести релаксацию. Если латексные шары набить достаточно туго крахмалом или даже обычной мукой, то они приобретают способность изменять свою форму. Их очень приятно мять в руках, расплющивать и прищипывать.

Тактильно-сенсорное лото из шариков с различными наполнителями, изготовленное собственными руками, развивает мелкую моторику, осязание, логическое мышление. Шарики интересно наполнять разными крупами; оказывается, рис скрипит, фасоль хрустит, а гречка шуршит. Самомассаж ладоней разными наполнителями активизирует кровоток, улучшает осязание, воспитывает усидчивость. Это необычное лото формирует логическое мышление, тренирует навык сравнения тактильных и зрительных образов. Ребята с интересом узнавали, как выглядит различная крупа, какая каша получится из нее, а потом с удовольствием видели эту кашу в столовой в своей тарелке.

На логопедических занятиях импровизированные барабаны помогают при делении слов на слоги, при выделении ударного слога. С их помощью развиваются чувство ритма, координация и точность движений.

Самомассаж пальцев рук полезно делать резиновыми колечками, срезанными с горлышка лопнувших воздушных шариков. Разноцветные резинки надеваются на пальчик и прокручиваются по всей его длине вверх и вниз. Надевание таких колечек на пальцы и растягивание их способствует развитию мелкой моторики. Растянуть такую резиночку очень трудно, это требует серьезных усилий.

Гимнастика для стоп с использованием шариков с различными наполнителями очень полезна, она способна снизить риск плоскостопия, нужна и для профилактики этой болезни. А еще такая гимнастика действенна для укрепления мышц, стимуляции мышечного тонуса, улучшения кровотока.

Воздушные шары большого размера являются прекрасным инвентарем, который помогает при проведении спортивных игр и развлечений. Эстафеты с шариками развивают внимательность, ловкость, координацию движений, стимулируют активность мелких мышц, помогают снизить эмоциональное напряжение и преодолеть внутреннюю неловкость и тревожность.

Во время логопедических занятий мы нашли еще одну практическую пользу любимых воздушных шариков. Логопеды рекомендуют надувать шарики, так как это развивает речевое дыхание, активизирует мышцы губ, помогает сделать голос более сильным и звучным. Оказывается, для профилактики болезни сердца тоже рекомендуют надувать обычные воздушные шарики. В результате этого занятия улучшается вентиляция легких, а значит, весь организм человека обогащается кислородом. Поднимается настроение, а если человек болен, то состояние его становиться лучше.

Мы проводили различные опыты. Эксперименты с воздушными шариками в форме занимательной игры не только развлекут, но и принесут большую пользу, помогут получить новые знания и ознакомиться с новыми явлениями. Например, мы провели опыт «Шарик-магнит». Взяли надутый воздушный шарик и маленькие кусочки бумаги, потерли шарик о волосы и поднесли к кусочкам бумаги. О чудо, они прилипают к шарику! Затем потерли надутый шарик о синтетическую ткань и снова поднесли к волосам. Они сами вдруг стали прилипать к шарику. Этот опыт наглядно демонстрирует существование электричества.

Шарик – поистине многофункциональный предмет! Шарики в нашей классе стали самым популярным предметом. На всех уроках и занятиях мы с удовольствием использовали воздушный шарик. Ребята с увлечением стали придумывать новое применение для шаров. Выставка рисунков, выполненных с помощью шаров, поразила родителей. Игрушка-антистресс стала любимой для каждого ребенка.

Мы узнали много нового и интересного благодаря изучению этой темы. Теперь мы знакомы с историей создания воздушного шарика, как современного, так и его предшественников. Серьезной работой стали обобщение и систематизация материала по созданию коррекционных игровых материалов. Мы прочно и надолго усваиваем то, что сами видим, слышим и делаем. Воздушный шар можно использовать как любимую игрушку, прекрасный подарок, интересное методическое пособие, отличный тренажер, он может стать добрым лекарем и надежным другом.

Мария ЗОЛОТОВА, учитель начальных классов специальной (коррекционной) бщеобразовательной школы-интерната №31

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте