search
main
0

В поиске. Петербургские образовательные организации активно включаются в инновационную деятельность

​Когда-то слово «инновация» было непривычным и загадочным. Сейчас систему образования без инновационной деятельности трудно представить, тем более систему образования Петербурга, где широк спектр возможностей и созданы условия для реализации новых идей, проектов, программ, подходов. Наш рассказ о том, как осуществляется инновационная деятельность в городской системе образования и кто принимает в ней участие.

Сегодня в городе функционирует несколько видов региональных инновационных площадок: экспериментальные площадки, педагогические лаборатории, ресурсные центры общего образования, ресурсные центры подготовки специалистов. Кроме того, организована деятельность федеральных инновационных площадок и федеральных стажировочных площадок. В прошлом учебном году свою деятельность осуществляли 462 инновационные площадки на базе 406 образовательных организаций (ОО).Региональные инновационные площадки реализуют различные проекты и программы. Например, связанные с созданием модели основной образовательной программы дошкольного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования, моделей использования дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий учащихся, моделей совместного образования здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (в дошкольных и общеобразовательных ОО), вариативной модели интеграции молодых педагогов в профессию, неформальных процедур оценки качества образования, механизмов развития социальной активности детей и подростков через реализацию социальных проектов и др. Ряд проектов и программ реализуется несколькими ОО в сетевом взаимодействии.Важно, что после трехлетнего перерыва в прошлом году был объявлен прием заявок от образовательных организаций на признание педагогической лабораторией. Подано 46 заявок, статус лаборатории присвоен 20 образовательным организациям. Научными партнерами для проведения педагогических исследований выступают СПбАППО, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры. Ожидается, что через три года будут получены результаты таких интересных исследований, как, например, «Включение родительского сообщества в независимую оценку качества образования дошкольной образовательной организации», «Методология устойчивого развития успешной образовательной организации», «Разработка и апробация современной методической модели преподавания китайского языка для начального общего образования в условиях реализации ФГОС», «Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире». Наверняка полученные данные будут востребованы как образовательными организациями, так и педагогической наукой.Понятно, что инновационная деятельность ОО нуждается в сопровождении. Это кураторство возможно в различных формах. Во-первых, организация проведения обучающих семинаров для руководителей региональных инновационных площадок. Таких семинаров за год было проведено пять.Во-вторых, организация промежуточной экспертизы инновационной деятельности ОО, которая проведена в 66 образовательных организациях. Продолжена практика проведения «понимающей экспертизы», при которой ОО устраняет замечания эксперта до вынесения решения Советом по образовательной политике. При этом эксперт оказывает помощь авторам проекта в самовыражении, становлении собственного уникального опыта.Еще одна интересная форма – круглые столы по обмену опытом реализации проектов ОЭР. В 2015 году такая форма была системно апробирована впервые. 78 экспериментальных площадок были разделены на 10 групп в соответствии с проблемами, над решением которых они работают: развитие дошкольного образования, информатизация образования, организация сетевого взаимодействия, вопросы профессионального становления учителя и др.Круглые столы для каждой из групп проводят профильные кафедры Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Первый опыт проведения мероприятий продемонстрировал их полезность для ОО. Это прежде всего возможность ознакомиться с опытом коллег, работающих по схожей тематике, высказаться самим, обсудить пути реализации проектов ОЭР и т. д.Итоги инновационной работы ОО Санкт-Петербурга транслируются на мероприятиях межрегионального, всероссийского и международного уровней. Так, в прошлом году свой опыт представили 192 ОО более чем на 400 конференциях, семинарах, форумах и мастер-классах.Для развития инновационной деятельности в городе создана нормативная база, позволяющая осуществлять финансирование государственных услуг по организации деятельности региональных инновационных площадок всех видов. К примеру, было введено 845,7 ставки для руководства, организации и ведения инновационной деятельности. Сопровождением инновационной деятельности занимаются 109 докторов наук и 652 кандидата наук, работающих в ОО.25 экспериментальным площадкам впервые предоставлена субсидия для приобретения оборудования, соответствующего задачам опытно-экспериментальной работы. Общая сумма средств государственной поддержки по данному направлению – более 17 миллионов рублей.Организованы конкурсы среди ОО, реализующих инновационные образовательные программы и проекты. По результатам конкурса определены два победителя в номинации «Управление образовательной организацией»: педагогический колледж №1 им. Н.А.Некрасова, разработавший электронную программу оценки качества деятельности преподавателя «Личный файл преподавателя», и школа №385 Красносельского района, представившая сайт «Школа и общество: управление качеством образования».В номинации «Образовательная деятельность» победителем стала школа №6 Василеостровского района, представившая технологию развития исследовательской деятельности учащихся «Тетрадь кейсовых практик».Инновационные продукты, представленные победителями, лауреатами и дипломантами конкурса, а также материалы, отмеченные особым мнением экспертов, рекомендованы оргкомитетом конкурса для включения в программы повышения квалификации СПбАППО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте