В конце минувшего учебного года в Великом Новгороде состоялось выездное заседание постоянной комиссии по дошкольному и общему образованию ЦК профсоюза. За два дня участники познакомились с практикой работы органов управления образованием, учебных заведений и областной организации профсоюза в сфере аттестации и повышения квалификации педагогов, нормативного финансирования и реализации национального проекта «Образование». Члены комиссии и приглашенные гости приняли участие в работе «круглого стола» в Региональном центре развития образования, где состоялось заинтересованное обсуждение всех перечисленных вопросов, а также посетили муниципальную общеобразовательную школу №32 Великого Новгорода и Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. Интерес к новгородскому опыту не случаен. В области применяется и совершенствуется созданный более десяти лет назад механизм критериальной оценки деятельности муниципальных органов управления образованием и учебных заведений. Разработана система критериев и показателей реализации областной программы развития образования.
О проблемах, стоящих сегодня перед педагогами, о том, как вывести российскую школу из непростой ситуации, в которой она оказалась, и о роли профсоюза во всех этих процессах речь шла практически на всех заседаниях и встречах в Великом Новгороде.
Участники совещания не могли обойти вниманием и такую серьезную проблему, как мотивация профсоюзного членства. В Новгородской области с ней столкнулись вплотную. «За последние 5 лет профсоюзная организация в Великом Новгороде уменьшилась в три раза, а по области – на 15%, – рассказала лидер обкома Надежда Филина. – Надо было как-то менять ситуацию. Обсудив проблемы на отраслевом совете, мы решили привлечь к работе депутатский корпус. Педагоги вновь заявили о своем нищенском положении, направили всем депутатам от округов письма, обратились к комиссии областной Думы. Не отреагировать на это депутаты просто не смогли».
Активно взаимодействуя с депутатским корпусом и администрацией области, областная организация профсоюза пошла по более действенному, с ее точки зрения, сегодня пути, чем забастовка. Именно обращения от профсоюзных организаций, от педагогических коллективов вынудили власть сесть за стол переговоров и в конечном итоге принять решение: повысить зарплату учителям Новгородской области с 1 января текущего года на 15%, а с 1 мая – на 19,5%, в целом – на 37,5%. Эта победа позволила профсоюзной организации снова завоевывать доверие педагогов.
Ее дальнейшие усилия в сфере социальной поддержки работников образования были направлены на решение одной из самых острых проблем – повышение заработной платы воспитателям детских садов. Профсоюз подхватил инициативу работников этих учреждений разработать и реализовать новые экономические подходы в целях развития образования, а также инициировал их обращение к губернатору, депутатам областной Думы. Сегодня уже создана рабочая группа по созданию таких подходов.
На одном из заседаний комиссии ЦК профсоюза председатель областного Комитета образования Владимир Аверкин дал свои комментарии по этому поводу: «Я полностью поддерживаю педагогов и профсоюз в том, что образованию нужно переходить на новые экономические рельсы».
Владимир Аверкин подробнее остановился на содержании своих предложений. В частности, по его мнению, необходимо определиться с государственным образовательным стандартом – сократить базисный учебный план до 75% от максимально допустимой нагрузки на ученика при условии стабильного и хорошего его финансирования, а образовательные услуги за пределами стандарта предоставить оплачивать родителям. То есть оставить основную часть для государства, дополнительную – для общества, это и будет платная образовательная услуга.
Один из вопросов, стоявших в повестке выездного заседания комиссии ЦК профсоюза, – аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Участников заседания познакомили с новгородским опытом аттестации, по результатам которой учителям устанавливаются надбавки к заработной плате.
Еще одна интересная тема была обсуждена в Великом Новгороде. О чем шла речь? В приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации поставлена задача, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности.
Участники заседания ознакомились со сборником, выпущенным Комитетом образования Новгородской области и Региональным центром развития образования. Сборник аналитических материалов «Образование-2005» – это итог реализации V этапа областной программы развития образования в 2001-2005 годах. Материалы структурированы по 17 направлениям программы. Мониторинг осуществлен по 178 показателям и трем группам критериев: доступность образования, качество образования и эффективность организации управленческих действий. Опубликованные в сборнике данные являются статистическим приложением к ежегодному докладу администрации области, подготовленному Комитетом образования.
Этот сборник оказался незаменимым в ходе работы комиссии по отбору лучших школ и учителей в рамках национального проекта, поскольку не нужно было проводить сложных подсчетов баллов, искать дополнительные аргументы для определения учебных заведений, достойных президентских грантов. В сборнике представлены сведения о результатах деятельности всех учебных заведений области за 2001-2005 годы. Подобная информация, решили участники совещания, необходима как для населения, так и для самой образовательной системы каждого региона.
Постоянная комиссия ЦК профсоюза отметила очень внимательное отношение к педагогу, его профессиональным и социальным проблемам со стороны всех ведомств и организаций, которые имеют отношение к образованию: органов управления, областной профсоюзной организации, Регионального центра развития образования, руководства самих учебных заведений.
Таисия МАКЕЕВА, председатель постоянной комиссии по дошкольному и общему образованию ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ, председатель Кировской областной организации
Комментарии