search
main
0

В поисках утраченного времени. Как учителя учились у учеников

​Герой трилогии Марселя Пруста с аналогичным названием пытается объяснить и вернуть себе детское восприятие, чтобы ощутить полноту жизни в зрелом возрасте. Как часто мы, педагоги, со временем теряем ощущение радости от сотворчества и сотрудничества с нашими подопечными… Психологи называют это профессиональным выгоранием. Что происходит? Как вернуть педагогам, а значит, и детям радость общения и сотворчества?

В январе 2017 года в рамках Года экологии в нашей школе был запущен общественный проект «Дети – детям». Старшеклассники обучали малышей тому, что хорошо умели делать сами. Оказалось, что у нас много увлеченных детей, готовых поделиться своими компетенциями. Лепка из теста, сочинение сказок, изготовление животных в технике оригами, создание мультфильма за 20 минут с помощью бумаги, карандашей, ножниц и мобильного телефона, реконструкция динозавров по описанию в энциклопедии, мастер-класс по катанию на скейтборде – вот то немногое, что умеют и чему могут обучить младших школьников десятиклассники.Удивительно, как легко и непринужденно старшеклассники устанавливали контакт с детьми, как дружно и согласованно взаимодействовали с детским коллективом. Казалось бы, все ясно. Старшим и младшим ученикам нравится общаться друг с другом. Нам, опытным педагогам, надо было лишь использовать эту возможность. Старшеклассники в течение учебного года обучали малышей тому, что любили и умели делать сами. Процесс обучения носил неформальный характер, занятия дети посещали по интересам и по желанию. Взрослые ребята терпеливо и с уважением относились к тем, кто не понимал, не умел, к каждому подходили, объясняли, показывали. Почему у нас, педагогов, далеко не всегда так получается?Попытки понять их приемы взаимодействия «ученик – ученик» привели к идее создания «педагогического класса» из ребят-старшеклассников, которые проявили интерес к такому взаимодействию. Занятия по педагогическому мастерству они проводили сами, руководствуясь принципом: «Научи тому, что умеешь сам». Каждый выбирал свою тему, разрабатывал и проводил по ней урок. Старшеклассники обучали детей пению, рисованию, оригами, риторике, актерскому мастерству, йоге, контролю над эмоциями. Вот зарисовки некоторых занятий, которые запали мне в душу и заставили задуматься.«Учителю» Александре Б. нужно было проверить домашнее задание по сказке «Колобок», но ученики ее не прочитали. Саша легко и красиво решает проблему: распределяет роли героев произведения между участниками игры, кратко описывает ситуацию. Нерадивые ученики сами сочиняют диалоги, а чтобы это сделать, приходится прочитать сказку, – получается оригинально и интересно. Все довольны.Александра С. и Дарина С. проводят занятие по оригами. Они рассказывают печальную историю о японской девочке, которая пострадала во время атомной бомбардировки Хиросимы. Девочка загадала желание излечиться от лейкемии, но для этого согласно древней японской легенде нужно сделать 1000 бумажных журавликов. Девочка сделала в 2 раза больше, но излечиться не смогла. Ребят заинтересовал исторический факт нанесения ядерного удара по Японии, его причина. Выводы делали в тишине. На этом занятии ребята изготовили тех самых журавликов. Было сложно, но все довели работу до конца в память о девочке, вера которой в чудо была удивительна. Терпение и усердие «учеников» порадовали Сашу и Дарину.Полина К. обучает будущих педагогов умению взаимодействовать, убеждать и вести за собой с помощью методик, которые она освоила на занятиях по актерскому мастерству в театральной студии. Все участники ощущают потребность раскрыть в себе актерский талант. Царит атмосфера дружелюбия и взаимопонимания. И пусть так будет всегда!А вот урок рисования ведет Маша Х. Все дружно рисуют циркового тюленя. Маша раскрывает некоторые технические секреты рисунка, что позволяет ее подопечным почувствовать уверенность в успехе. Шутки, непринужденная обстановка сделали свое дело. У каждого участника получился свой неповторимый тюлень.Занятие по вокалу проводит Полина М. Ребята распеваются, затем душевно исполняют композицию «Последняя осень» группы ДДТ. Во время исполнения появилось ощущение духовного единства и, если хотите, гармонии. Вот бы всем учителям так: утром распеться, после обеда размяться на занятиях по йоге, которые я провожу для участников проекта! Мечты, мечты…Вот молодая педагогическая поросль под руководством Тиграна М. обучается умению выражать свои эмоции, управлять ими. Эмоциональность – немаловажный фактор в общении ученика и учителя. Она сближает участников процесса обучения, делает отношения между участниками образовательной деятельности более доверительными, открытыми и разнообразными. Это первый шаг моих молодых коллег на тернистом пути создания зоны сотрудничества.В день самоуправления «педагогическому» классу доверили проведение учебных занятий по расписанию. Анализ проведенных уроков показал, что все юные педагоги испытывали трудности в установлении контакта с классом. Не помог им хорошо разработанный конспект, а вот те навыки, которые были отработаны на занятиях проекта, очень даже пригодились. Это обстоятельство вызвало у ребят желание обобщения и изучения опыта и практик старших коллег – учителей. На данном этапе реализации проекта «Дети – детям» каждый из учащихся работает в группе по изучению опыта работы преподавателей 10-го класса. Ребята изучают разнообразие педагогических практик по установлению эффективного контакта «ученик – учитель».Сейчас идет сбор и систематизация активных практик педагогов. В марте ребята перейдут к практической деятельности и совместно с преподавателями подготовят конспекты отдельных этапов урока с применением наиболее эффективных образовательных практик. Результаты будут оформлены в виде проекта, а его защита пройдет на расширенном педагогическом совете школы. Я верю, что подобные проекты решают несколько важных задач: возвращают радость от сотрудничества, позволяют взглянуть на свою педагогическую деятельность через призму эффективности. Ребятам, в свою очередь, это дает важные навыки, которые пригодятся им в жизни. Только так, в тесном сотрудничестве с учениками, можно создать эффективное образовательное пространство и обогатить нашу школьную жизнь радостью совместного созидательного труда, ведь школа – это территория детства. Давайте помнить, что все мы родом из детства!София ГУБАНОВА,учитель химии школы №2053, куратор общественного проекта «Дети – детям»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте