Дети не любят царицу наук – математику, сторонятся физики и спят на литературе, зато с нетерпением ждут физкультуру, считая ее самой простой. Но что, если бы система образования резко изменила вектор развития? Что, если бы в школах учебный материал сегодня преподносился иначе? Что, если бы форматы обучения переродились, словно статичные объекты, в динамичные CGI? Станет ли пресная наука «сочнее» под «кисло-сладким соусом»?
Школьники – будущие взрослые – хотят жить, интересоваться, пробовать новое, развлекаться, а не сидеть и учить наизусть таблицу растворимости. Подогреть интерес к скучнейшим урокам может новый взгляд на сам процесс.
Для молодых педагогов информация о завлечении бунтарей из подворотни в класс с помощью, например, кинофильмов или отрывков из них не новость. Старшее же поколение куда чаще восхищается однотипными биографиями исторических личностей, чем визуализированными приключениями, пронизанными антуражем Древней Греции или космических путешествий.
Лучший учитель литературы в моей жизни появился аккурат в тот момент, когда сказки Пушкина сменились суровым русским экзистенциализмом. Лучшим педагогом Наталья Юрьевна была потому, что рассказывала о персонажах так, будто они живые люди. В голове то и дело всплывали ее слова, обращенные в образы. Она такая одна на миллион. Но мне вот повезло, а вообще уроки литературы – это тоска зеленая, если не понимаешь, в чем суть произведения, откуда автор взял такие невообразимые объемы в сотни страниц и кому это вообще интересно. Совсем другое дело – экранизации, где видно, как Раскольников мучается и страдает. Благодаря отменной актерской игре, живым эмоциям многие неясные моменты из книг становятся интуитивно понятными. Например, проходим по программе романы Льва Толстого – на уроках смотрим «Анну Каренину» с Кирой Найтли или «Войну и мир» режиссера Тома Харпера. Стильно, модно, молодежно. Проходим Достоевского – вот вам современный мини-сериал «Бесы» Хотиненко, который наверняка заинтригует носителей бушующих гормонов. Одна серия, и все подростки бегут в библиотеку, чтобы узнать интересные подробности жизни Ставрогина в Петербурге.
Историю нередко считают предметом, который хочется прогулять. Дети говорят, мол, «она неинтересная, к чему нам знать о том, что было очень давно?», не могут понять, зачем нужно запоминать столько дат. Однако заинтересовать их можно с помощью все тех же фильмов. Ведь так это и работает – тот или иной интересный факт способен найти в сердце отголосок, он резонирует, подобно камертону. Исторических фильмов сейчас существует великое множество. Восстание декабристов, например, можно изучать с использованием фрагментов фильма «Союз спасения», а историю Древнего мира прочувствовать на примере отрывков из «Александра», «Гладиатора», «Трои». Используя визуальный ряд, будет гораздо проще вообразить, как жили люди прошлого, что стояло в их доме, как они говорили друг с другом, как выглядели пирамиды в период расцвета Верхнего и Нижнего Египта, а не в нынешнем воюющем Каире. Жаль, что взрослые забывают, как для детей важны картинки и цветные рисунки.
Часто режиссеры идут на поводу у эмоций, жертвуя, а то и вовсе пренебрегая наукой или исторической достоверностью. Вполне можно давать и такие задания, которые направят внимание на обличение этих ляпов. «Выписать и пояснить все ляпы фильма Х с исторической точки зрения» – как вам такое домашнее задание?
Зато на физике мы часто смотрели короткие видео из Интернета, где дяденька лет шестидесяти, совсем не такой нудный, как наш преподаватель, лучезарно улыбаясь, увлеченно показывал, как заряжать батарейку с помощью картошки и проводов. Этим «фильмам», даже таким допотопным, были рады все без исключения. Ведь это лучше, чем апокалиптическое «достаем двойные листочки». Если бы в то время мы смотрели не на сухие бесчувственные закорючки в учебнике и даже не на приятного милого дедушку с картошкой и батарейкой, а на зрелищные эксперименты в крутых лабораториях, на орбите или в недрах реактора, учиться было бы в сотни раз интереснее. Ну есть же в самом деле блестящий фильм «Интерстеллар». Если его показать девятиклассникам, учителю физики даже не придется отвечать на вопросы вроде «что такое вакуум?» или «как работает черная дыра?», потому что все это ученикам сразу станет ясно и понятно.
Продолжая тему космоса, как не вспомнить культовый фильм «Марсианин» – комедию с элементами и физики, и химии, и философии. Прокручивая на уроке химии отрывок из фильма, где главный герой описывает, каким образом на безжизненном Марсе из ниоткуда он будет брать воду и растить зеленые грядки, можно с гораздо большей вероятностью заинтересовать учеников, чем показывая им длинные уравнения, таблицы и графики. Потому что фильм – это наглядно и эмоционально! В школе сегодня слишком мало обратной связи и чересчур много бесчувственной теории, пусть даже и самой качественной, поэтому ученикам нужно открывать разные пути изучения всех сфер жизни. В том числе демонстрируя фрагменты кинофильмов и видеороликов, столь любимых молодежью.
Какой школьный предмет способен заинтересовать и воодушевить любого ученика? Не тот ли, в котором он может узнать себя и почерпнуть что-то полезное, любопытное? Если бы я была учительницей географии, вместо заучивания условных обозначений карт я бы задала детям на дом посмотреть фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти», который влюбляет в себя даже взрослых. И предложила бы творческое задание вроде «выписать все страны, в которых побывал Уолтер Митти, нарисовать на карте его маршрут, выбрать понравившуюся страну и написать эссе о ее достопримечательностях, отметить их на той же карте, выписать широту и долготу этих точек». Такой опыт расширил бы знания о странах, позволил бы ориентироваться в картах и, что самое главное, увлек бы. А ведь таких фильмов сотни, тысячи, выбирайте на свой вкус!
Нам постоянно твердят, что важно не просто механически запоминать информацию, но и развивать воображение, чувствовать, получать и дарить эмоции. Школьников нельзя просто запрограммировать, введя код и нажав «ввод». Необходимо не только диктовать, но и контактировать, работать в режиме диалога, общаться и разделять интересы. Именно это внедрение креатива в школьную программу и может дать подобный эффект – живой, человеческий разговор.
Возможно, если бы домашняя работа по истории заключалась в просмотре фильма о пирамидах, то параграф на странице 186 учебника выглядел бы как памятка, опорный конспект, а не справка из архивных документов. И он бы не пугал размером и объемом, а превратился в понятную и логичную систему.
Так что же мешает ученикам учиться, а учителям учить с использованием игрового и документального кино? Неужели только отсутствие голубого экрана и нарезки фрагментов, которые можно вставить в любой урок и по любой теме? Или все-таки что-то другое?
Ксения ЖАВОРОНКОВА, студентка 3‑го курса Московского международного университета, Москва
Комментарии