В 2014 году образовалась наша школа. Огромное количество сотрудников, находившихся ранее в отдельных школах, еще не ставших единым организмом, должны слаженно совместно работать на общее благо и идти к достижению общих целей. Безусловно, возникло огромное количество вопросов, которые необходимо было решать, в том числе и вопросы кадровой политики. Управление современными комплексами – дело непростое.
Одной из первостепенных стояла задача сформировать команду единомышленников, связанных одними целями и задачами, готовых к трудностям, испытаниям и победам, ведь команда – это один из важных терминов (понятий) современной школы. Как выявить людей, способных и готовых управлять? Как понять, может ли человек справиться с заданием? Хватит ли ему сил довести начатое до конца? Может ли именно он, а не другой быть кандидатом в управленческую команду? Способен ли он работать в команде на общее благо? На все эти вопросы только предстояло найти ответы…Идея директора школы взять за основу систему сводных отрядов А.С.Макаренко сначала вызвала только вопросы и даже некоторое недоумение со стороны коллектива. Систему сводных отрядов Макаренко считал самым важным «изобретением» в коллективе. «Только оно, – указывал Антон Семенович, – позволило нашим отрядам слиться в настоящий, крепкий и единый коллектив. Система сводных отрядов не дает замыкаться, а также, что особенно важно, способствует участию большинства воспитанников в выполнении не только рабочей функции, но и организаторской. Это и помогает воспитанию организаторских навыков». И было решено попробовать…Конечно, за основу взята только идея, функции отрядов трансформировались с учетом времени и потребностей ОО. Так были сформированы и постоянные, и временные сводные отряды, маленькие и большие, отряды, имеющие краткосрочные цели, и отряды, имеющие глобальные цели, отряды, в состав которых входили и воспитатели дошкольных отделений, и учителя. Мы поняли, что отряд для выполнения поставленных задач может быть любым, выбор его зависит только от желания и тех целей и задач, которые перед вами стоят. Как в любом деле, требующем порядка, будь то игра или некое событие, необходимы механизмы, по которым будет существовать сводный отряд. Поэтому были созданы правила функционирования отрядов. Правил должно быть немного, они должны быть просты и понятны. Например, в сводном отряде даже из двух человек должен быть командир. Как это работает? Вам необходимо собрать некую информацию. Вы выбираете абсолютно любых двух сотрудников, даете им план-задание, устанавливаете сроки исполнения, назначаете командира, который и должен реализовать поставленную задачу в установленные сроки. Часто бывает, что мы не можем в силу различных причин и обстоятельств по достоинству оценить того или иного сотрудника, не можем в полной мере использовать его потенциал или, наоборот, возлагаем слишком большие надежды на того, кто, оказавшись в зоне ответственности, сможет выдержать это испытание и пройти его до конца.Отряды помогли выявить учителей-лидеров, учителей со скрытым потенциалом и еще много других категорий, на которые можно было бы поделить сотрудников.Нельзя сказать, что все было легко и просто. Как только мы образовали первый отряд, услышали вопрос: «А почему я?» И это понятно, люди не знали о сводных отрядах, не понимали их суть, и нашей задачей стало рассказать им о принципах и целях сводных отрядов, чтобы они не восприняли их превратно, как то, что они стали некой элитарной группой в коллективе.Как только мы поняли, что эта система работает, мы начали активно ею пользоваться. В итоге она распространилась за рамки нашей школы и активно сработала в рамках межрайона. Участие в межрайонном фестивале «Наши новые возможности – наши новые результаты», в рамках которого необходимо было организовать множество мероприятий, задействовать много людей, выявило необходимость применения сводных отрядов. Были созданы сводные отряды комплексов и межкомплексные сводные отряды. Объединяя сотрудников в сводные отряды для выполнения задач, необходимых для участия в межрайонном фестивале, мы больше не слышали вопрос: «А почему я?»Галина МОРОЗОВА, заместитель директора по качеству образования школы №1532
Комментарии