Продолжение. Начало в №5-7.
Итак, первое условие выполнения задания 25 – ПОНЯТЬ ДРУГОГО. Но только первое. Нужно еще сказать о своем отношении к сказанному другим. Увы, как правило, за свое выдается то, что думает, считает автор предложенного текста. От этого сшиба между вопросом после задания «Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста» и требованием методического письма ФИПИ, в котором утверждалось, что в текстах экзамена только истина, которую нужно лишь подтвердить, если это перевести на язык экспериментов академика Павлова, входили в ступор собаки. Что же говорить о человеке?!Так что необходимы специальные упражнения, которые учат писать о своем мнении, своем отношении, своем понимании. Естественно, к ним относится тот же краеугольный принцип: понятно, интересно и доступно. Такова цель второй линии упражнения по подготовке к экзамену, которая лежит в основе разработанной мною системы.Но упражнения эти не только, а может быть, не столько готовят к экзамену, сколько способствуют более глубокому пониманию мира и себя. Они ориентированы не только на экзамен, но и на всю жизнь после экзамена. Расскажу об одном из таких упражнений, на которое дан один урок. И еще один урок на анализ написанного.Текст задания: «Героиня одного из рассказов Чехова заказала себе кольцо с надписью: «Все проходит». Узнав об этом, другой герой этого же рассказа подумал, что если бы он заказывал себе такое кольцо, то выбрал бы другую надпись: «Ничего не проходит». С кем из них вы согласны и почему?»Уже в конце урока, на котором писали, я прошу прочесть в хрестоматии по литературе для 11-го класса легенду о манкуртах из романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» (в кратком изложении он есть в Интернете). Тех, кто согласен с формулой «Все проходит», всегда, все годы было меньше, чем тех, кто считает, что ничего не проходит.Но ведь мы должны выслушать обе стороны. Начнем с согласных с мнением героини чеховского рассказа.«Героиня рассказа Чехова относится оптимистично к жизни. Она уверена, что проблемы проходят. Жизнь состоит из многих красок. Темных и светлых. В любом случае одна сменяется другой. Все может мгновенно поменяться. И так же проходят встречи, первое свидание, радостный день чувств».«Эта надпись полна позитивом. Героиня была жизнерадостной, возможно, у нее и были проблемы, но главное в жизни – надо видеть хорошее».«С надписью на кольце мужчины я не согласен. Для того чтобы прожить жизнь, нужно быть самоуверенным и не терять достоинства. Эта надпись делает мужчину менее самоуверенным. И вообще я считаю, что мужчина не должен носить какое-либо кольцо, кроме обручального».«Люди, как эта героиня, во многом преуспевают в жизни».«Я согласна с первой позицией. На мой взгляд, именно это утверждение отражает простую истину жизни. И, как говорится в пословице, «сколько веревочке ни виться, все равно конец будет». Все, что существует в нашем мире, и материальные, и духовные вещи, не вечно, кроме одного – времени. Время властно над всем. Как портится оставленный продукт, так трескается и блекнет краска, как вянет растение и умирает человек, так со временем уходят такие сильные чувства, как любовь, дружба, привязанность. Потеряв навсегда любимого человека, любовь будет скорбеть о нем, но со временем проходит и эта боль. Безусловно, все проходит, сменяя поколения, забывается горе, добро, люди, поступки, заменяются ландшафты, распадаются государства, истлевает человек».Напомню, что все это пишется за 45 минут и в негуманитарных классах. Вы спросите, что я поставил за сочинение, отрывок из которого только что привел? «Пять», конечно. Да, неправ. Но как все это написано! Если бы так писали все! Что же касается точки зрения, то с ней будут спорить одноклассники, о ней скажу я. Прочитав его на уроке анализа сочинений, естественно, как всегда, не называя фамилий, я напомнил о миллионах людей, которые едут в другую страну, чтобы увидеть пирамиды, Сфинкса, Акрополь. Акрополь было первое, что я увидел за рубежом, когда меня, уже в предпенсионном возрасте, выпустили за границу. А через несколько лет я, не православный, не христианин, вообще человек неверующий, пережил огромное потрясение перед входом в Гефсиманский сад в Иерусалиме. Напоминаю знаменитую пушкинскую строку: «Нет, весь я не умру…» Читаю стихотворение Некрасова о незабываемом горе матери («Внимая ужасам войны…»), у которой на войне погиб сын. Увы, я пережил многих своих учеников и хорошо знаю, что такое горе матерей и отцов, их родителей. А когда я впервые вошел в класс как учитель, то в классе у одиннадцати учеников отцы погибли на фронте, а у двух умерли от ран, полученных на войне, и с памятью об этом они жили и живут всю оставшуюся жизнь. И двое моих учеников из этого класса всю жизнь несут память об арестованном отце. И вот уже более 60 лет этот класс помнит обо мне, а я о них. А сам я 70 лет – о своих учителях и одноклассниках.Но послушаем, о чем писали те, кто думает по-другому, чем те, кто согласился с героиней рассказа Чехова.«Все проходит, но бесследно не проходит ничего. Это означает, что любое событие, которое пережило наше сердце или душа, конечно, со временем забывается, но все равно остается в сердце». «В нашей жизни ничего не проходит бесследно. Каждое перенесенное горе оставляет в нашей душе рубец, как шрам после пореза. У каждого человека разные рубцы». «Ничего не проходит бесследно».«Но бывают случаи, которые оставляют след в твоей душе. Переживания можно сравнить с ожогом руки. Сначала болит некоторое время, потом через время проходит, потом даже не вспомнишь. Все проходит, но иногда остается рубец». «Со временем боль, которую испытывает человек, утихает, в душе ему становится легче и легче, а с годами забывается. Но все равно где-то в душе остается осадок».«Все плохое, что было с нами когда-то, мы пытаемся забыть, но из сердца невозможно ничего выкинуть, оно обладает вековой памятью. И всякий раз, когда мы невольно вспоминаем о пережитом, наша душа снова стонет и мучается». «Наши воспоминания – это часть нас самих, часть нашей жизни. От них никуда не денешься, не спрячешься. Можно попробовать вычеркнуть их из головы, но из сердца, думаю, не получится».Мне трудно объяснить, почему это происходит, но в большинстве случаев, когда писали и о том, что проходит, и о том, что не проходит, говорили о боли, о горьком, о печальном прежде всего. Между тем в нашем прошлом и светлое, и хорошее, и прекрасное, и высокое. В моей памяти немало горьких страниц. Но здесь и 9 мая 1945 года на Красной площади, и проход через Главный Кавказский хребет, и байдарочные походы, и Пушкинский заповедник, и рождение дочери. И не только горькие, но и радостные дни школы.И вот что очень важно. Только два-три человека в классе, а иногда и никто, писали о самом главном. Но сначала три выписки из сочинений.«Все, что когда-нибудь с нами случилось, оставляет отпечаток не только на душе, но и на личности человека, тем более если этот человек молод».«Да, проходит жизнь, проходят годы, события, что-то забывается, но пережитое остается с нами. Пусть это опыт, знания, отношение к людям, пережитая боль, страдание, а может, счастливые годы, первая любовь – все это остается невидимыми шрамами на сердце. Что бы ни случилось, что бы ни пришлось перенести, это всегда высекается на сердце человека и делает его таким, каков он есть».«Да, да, мы, конечно, не помним абсолютно всего, что было. Но все, что было, формирует наш жизненный опыт, наше понимание мира, наше отношение к себе, другим, близким и далеким. Все, что было, формирует во многом нас самих как людей. И в этом смысле ничего не проходит».Это и есть самое главное. Не все, что с нами было, мы помним. Но все, что с нами было, в той или иной мере воздействовало на нас. И смысл вопроса, который я задал, не в памяти. Не только и, может быть, не столько в памяти. Даже не пораженные опасными дозами, мы все равно проходим по жизни облучение ее постоянным воздействием. Я не люблю выражение «воспитательное мероприятие». В школе мероприятия, не нацеленные на воспитание, воспитывают куда больше. Листочки, на которых пишут сочинение, потому что тетрадь оставлена дома, больной товарищ, которого посетили или не посетили, сочинение и доклад, списанные из Интернета, эсэмэски, которыми переписываются, кода учитель читает «Реквием» Ахматовой, – все это тоже воспитательная работа, которая проходит в школе. И она формирует порой куда сильнее, чем специальные воспитательные мероприятия.И в этой связи вот о чем не могу не сказать. Я сейчас рассказываю о сочинениях в двух десятых классах в 2010 году и одном десятом классе в 2011 году. Если уж говорить об экзамене, то идти к нему нужно издалека. Но подобную работу нужно делать, конечно, не только ради экзамена. Так вот. То, как пишут наши ученики сочинения, в том числе и на экзамене, оказывает огромное воздействие на человека. Будет ли он сам думать над важными вопросами или вспоминать то, что ему наговорили, надиктовали, к чему его подготовили, может стать решающим в формировании личности.Но продолжим рассказ о сочинениях трех классов.Особенно страстно шли дебаты о любви. Они, конечно, не знают, что вступили в дебаты, спор, дискуссию. Каждый пишет, как он слышит, что он думает. Но я строю на уроке анализа сочинений драматургию спора, обсуждения, дебатов.«Хотя, наверное, и чувства проходят. Ведь мы не можем еще раз пройти чрез первую любовь, мы можем только вспоминать, как это было прекрасно, но влюбиться вновь, как в первый раз, не думаю, что это кому-нибудь удавалось».
Комментарии