Окончание. Начало в №5-10.
Закончив предыдущую страницу, я решил посмотреть в Интернете, как выглядит за четыре месяца до экзамена пейзаж репетиторства. О, это что-то новое: «от 0 до результата». Ну если результат – это сочинения такого типа, которые написали многие мои ученики о таланте, то этому можно обучить и за более короткий срок. Прочитав множество книг о том, как надо готовиться к части С ЕГЭ по русскому языку, прочитав сотни сочинений в Интернете, изучив банк примеров для ЕГЭ по русскому языку, проштудировав сотни шпаргалок, по которым нужно сверять написанное учеником, я, к сожалению, хорошо знаю, к какому результату часто стремятся и ученики, и их родители, и обучающие порой.Но мы должны еще рассмотреть два вопроса, между собой связанных. Вновь обратимся к книге Джона Палфи и Ураса Гассера «Дети цифровой эры». Авторы, хорошо зная преимущества и возможности цифровой эры для роста, развития, вместе с тем предупреждают о ее опасностях. Одна из них – понижение критичности при использовании Интернета. Более 41% врачей, оказывающих первую медицинскую помощь, сообщили о том, что пациенты приходят к ним на прием с недостоверной информацией, которую он нашли в Сети. Особо сказано в книге: процесс оценки качества информации с большим трудом идет у детей. «Этот глобальный феномен – когда большая часть информации независимо от ее нравственного содержания может быть опубликована в любом месте на планете и доступ к ней также можно получить практически из любого места – должен заставить цифровое поколение в очередной раз задуматься, какой информации можно доверять, а какую стоит игнорировать».Мы пережили естественный, но, на мой взгляд, затянувшийся период головокружения от компьютеров в школе. Но не всегда мы отдаем себе отчет в том, что величайшее изобретение в истории человечества вместе с тем способно стать и грязной помойкой, в которой ищут не истину, а дешевые спекуляции и примитивные ответы. Меня особенно беспокоит проникновение в школу через Интернет (и не только через Интернет) убогого, одноцветного, примитивного, прямолинейного, схематизированного миропонимания.К сожалению, упрощение, сведение противоречивого и сложного мира к одноцветности проникает даже на страницы тех пособий, которые призваны помочь школьникам понять сложный и многополярный мир.В этой связи не могу не обратиться к одной теме, заставляющей задуматься о том, каким деликатным, осторожным, вдумчивым должен быть подход к ключевым проблемам бытия. А то получим то, что получил я, в сочинениях о таланте.Читаю книгу о том, как нужно подготовиться к итоговому сочинению. Среди других там рекомендации по направлению, проблеме «Чем люди живы?». Исходный тезис – «Не хлебом единым жив человек». Кто же спорит? Кто же будет возражать? Но ведь «не хлебом единым» означает, что и хлебом тоже. И в первоисточнике есть и другая формула: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И только в своем единстве эти первоосновы дают нам истину.Мне было тринадцать лет, когда в 1942 году я пошел работать на завод, чтобы получить не иждивенческую карточку, по которой полагалось 450 граммов хлеба, а рабочую категорию, что давала 650 граммов. Потом, в сентябре, я все-таки пошел в школу. Но два года с утра по четыре часа (в Москве закон о нормах детского труда все-таки соблюдался) работал в мастерской, получая рабочую карточку, а во вторую смену учился. А потом три года летом работал помощником пионервожатого в лагерях. Кстати, когда ребята приезжали, их взвешивали, и в конце смены вновь. И важнейший показатель работы пионерского лагеря – величина среднего привеса.Вот почему меня возмущают высокомерные слова о «просто хлебе, грубой материальной пище». Вот почему я не могу принять слова о «противопоставлении пищи духовной и пищи телесной, духовного и материального».Конечно, я знаю, что такое противостояние не только возможно, но, увы, и распространено в нашей жизни. Но это патология, это аномалия. А мы ведь говорим о норме. А норма в каждодневной потребности хлеба насущного и понимании того, что не хлебом единым жив человек. Все это сегодня обретает особый смысл. Передо мной данные на январь 2016 года. 61% россиян тратят на продукты и оплату жилищно-коммунальных услуг больше половины доходов. Более 40% жителей нашей страны понимают, что им придется экономить еще и на товарах первой необходимости. Сегодня решение проблемы хлеба насущного – важнейшая задача всех наших наивысших духовных усилий.Заканчивая эту работу, я читал в свободное время недавно найденный после пятидесятилетнего небытия роман Харпер Ли «Пойди поставь сторожа» – продолжение книги «Убить пересмешника». И там прочел слова главной героини книги, которая поняла, что всю жизнь страдает врожденным дефектом зрения, на который не обращали внимания ни она сама, ни самые близкие к ней люди, – она не различала цвета. Не про то ли это, как мы открываем в школе и дома перед своими детьми мир? И все те задания, о которых я рассказывал, на раскрытие полноты мира и были направлены.Так я пытаюсь работу по подготовке к ЕГЭ по русскому языку насытить мыслью, чувством, углублением в себя и в мир. Иначе – умственный, душевный, сердечный, эмоциональный авитаминоз. Никак не могу забыть слова хорошей, умной одиннадцатиклассницы, которая учится у хорошего учителя, и учится успешно, что она занимается с репетитором по русскому языку только потому, что ей нужно получить 95 баллов, иначе она не попадет в тот вуз, в который хочет.Я не раз говорил своим ученикам: «Да, мы готовимся к экзаменам. Да, я хочу, чтобы вы сдали его хорошо. Но экзамен ведь нечто проходящее и преходящее. Сдадите и скоро забудете и про парцелляцию, и про контекстные синонимы, и про ваше заключительное задание в форме сочинения. Мы с вами занимаемся тем, что является основой всей человеческой жизни. Она называется – коммуникация. И без нее жизнь невозможна, потому что мы живем среди людей. А в основе коммуникации две простые вещи: нужно уметь понять ДРУГОГО и нужно уметь осмыслить сказанное другим со СВОЕЙ точки зрения. И это СВОЕ понимание, СВОЕ отношение выразить в слове четко и ясно. А другие – это родители, бабушка и дедушка, братья и сестры, товарищи и друзья, учителя, тренеры, сотрудник и начальники, любимые, это и писатели, поэты, актеры, режиссеры, художники, политики – все, с кем сводит вас жизнь. И это главное в наших занятиях. Но именно это главное делает успешным и вашу работу по подготовке к экзамену».Но все это возможно воплотить в жизнь только при соблюдении одного условия: предложенные ученикам задания должны быть с научной, нравственной, педагогической точки зрения безупречны. О том, что получается, когда эти элементарные требования игнорируют, я рассказал в своей статье, опубликованной в 12-м номере журнала «Знамя» за 2015 год. (Пользуюсь случаем, чтобы исправить досадное недоразумение. На странице журнала написано: «Памяти Александра Михайловича Абрамова, человека, педагога, друга, отца ученицы». По какому-то недоразумению слова эти выпали из интернет-варианта номера журнала и моей статьи. Мне важно их восстановить.)После этой статьи мне многие звонили: знакомые, ученики, учителя. Расскажу лишь о звонке моей коллеги Людмилы Георгиевны Тихомировой: «Там, где наш дачный поселок и еще два таких же дачных поселка, стоит памятник матросам Тихоокеанского флота, которых в 1941 году перебросили сюда и которые все погибли. И каждый раз 9 Мая все собираются около этого памятника и обязательно приводят с собой детей. И вот в этом году я спросила своего 12-летнего внука:- А ты знаешь, почему мы здесь каждый раз 9 Мая собираемся?- Как же ты спрашиваешь, бабушка? Ведь ты мне читала стихи поэта, фамилию которого я не помню. А там сказано: «Эти три березы при жизни никому нельзя отдать». А ты спрашиваешь».Вот ради этого – чтобы отозвалось в сердце, запечатлелось в душе – мы и работаем. А потому нас оскорбляет, когда это великое и святое пытаются подменить спекулятивным пустословием по поводу неграмотно сделанного текста.60 лет назад, в 1956 году, в журнале «Новый мир» была опубликована моя статья. Называлась она «Живое и омертвевшее». В ней есть главка «Слова-скорлупки». Позволю себе ее процитировать.«Неощутимое слово приучает ученикам к мысли, что бывают такие речи, фразы, которые произносят не потому, что они нужны для дела, а так, ради самих слов, ради формы. Отсюда, как мне кажется, и та необыкновенная легкость, с которой школьники, не задумываясь, жонглируют примелькавшимися выражениями. О них писал Маяковский:Скажут так, – и вышло ни умно, ни глупо.Повисят слова и уплывут как дымы,Ничего не выколупишь из таких скорлупок,Ни рукам, ни голове не ощутимы.И все эти шестьдесят лет пишу про это – про живое и омертвевшее. Про слова человеческие и слова-скорлупки. И вот уже 63 года стремлюсь донести русское слово до учеников и научить их и самих писать и говорить по-русски.
Комментарии