Профориентация – это комплекс дел, событий, направленных на развитие самоопределения человека в собственной и общественной жизни. Глобальным результатом профориентационной работы является ответ на вопрос: «Как я могу встроиться в сложную жизнь общества так, чтобы максимально полно реализовать свои потребности и способности, ценности?»
Профессиональное самоопределение – процесс, протяженный во времени. Начинается он в сюжетно-ролевых играх в дошкольном детстве и продолжается всю жизнь, пока человек сохраняет способность заботиться о себе и быть полезным для других. Важно быть не только «хорошим парнем», но и полезным.Как, каким образом происходит это самоопределение? Процесс самоопределения происходит благодаря развитию самосознания и деятельности (познание, игра, общение). Человек действует и осознает, что происходит с миром и с ним самим. У профессионального самоопределения есть несколько симпатичных простых формул: «хочу – могу – надо», то есть человек определяет свои интересы, ценности, потребности, склонности и способности, оценивает спрос рынка труда, то есть ищет, где может пригодиться. Еще одна простая формула: «1 – пойми, что тебе интересно, 2 – научись это делать лучше других, 3 – научись этим зарабатывать на жизнь». А для этого нужно заниматься в разных кружках и секциях, участвовать активно в учебной жизни (учебные проекты, конференции, семинары – все это поможет выявить интересы), общаться со сверстниками и старшими, обсуждать вопросы жизненного и профессионального пути, проблемы выбора, читать книжки, интересоваться тем, что происходит в окружающем мире, задавать много вопросов.Профессиональное самоопределение не сводится к прохождению батареи профориентационных тестов. Это интересный, сложный путь.Зачем заниматься профессиональным самоопределением? Можно жить и так, не определяясь и не осознавая себя и мир… Но именно самоопределение позволяет управлять своей жизнью. В противном случае управлять будут тобой, не спрашивая, как это соотносится с твоими желаниями и целями.Профессиональной ориентацией школьников в Центре образования №548 занимаются с незапамятных времен. Самоопределение ставится в основу воспитательной работы как залог продуктивной внутренней мотивации школьников. Профориентация начинается уже с детского сада, когда приглашенные родители рассказывают всей группе о профессии повара, учителя, летчика. Подобные встречи с профессионалами мы организуем на всех ступенях нашей школы (начальная, средняя, старшая). Это хорошая возможность ознакомить учащихся с разными специальностями, реальными трудностями профессии и стратегиями карьерного развития. Ведущей профориентационной деятельностью подростков 5-6-х классов является игра. В рамках недели самоопределения мы проводим игру «Успех XXI века», в которой смоделирована финансовая система отношений. По определенным правилам дети могут создавать свои фирмы или наниматься на работу. Для покупок товаров и услуг других учащихся они использовали игровые деньги – «царики». Виды работ, за которые можно получить деньги, очень разные: кто-то хочет помочь учителям с уборкой кабинетов, кто-то проводит творческие мастер-классы, другие продают жвачку или сладости, кто-то открывает собственную фотостудию. Были даже попытки открыть банк.Для учащихся 6-7-х классов реализуется программа выездов и тренингов на тему «Мечтать не вредно!», которые помогают учащимся сориентироваться в своих желаниях, целях и ценностях, невзирая на неуверенность и тревогу. У некоторых подростков в седьмом классе уже разработан подробный план открытия ресторана через 15 лет или проект по развитию собственной политической карьеры. Возможно, эти мечты удастся воплотить в жизнь.Мечтать не вредно, но важно соотносить свои мечты с реальностью. Именно поэтому мы организуем экскурсии на предприятия. Ребятам важно дать представление о том, как выглядит реальный трудовой процесс, что делают люди и в каких условиях работают. Но нет ничего более полезного в профориентации, как собственный трудовой опыт. С каждым годом увеличиваем количество баз трудовой практики для наших учеников. Это становится возможным благодаря самому главному нашему ресурсу – родителям учащихся и выпускникам. Именно они рассказывают о профессиях, приглашают на рабочие места на экскурсию или на практику.Хорошо себя зарекомендовала такая форма профориентации, как профориентационный проект «Моя профессиональная траектория», для восьмиклассников. Ребята делают исследовательский проект, в котором проводят самоанализ на основе психологических тестов и консультаций со специалистами по профориентации. Каждый восьмиклассник подбирает ряд подходящих профессий, сравнивает их по критериям, подбирает возможные образовательные программы, исследует рынок труда и делает выводы о том, какие шаги необходимо совершать, чтобы достичь цели. При подготовке к проектам дети (по желанию) получают психологические консультации, участвуют в тренингах самоопределения и самопрезентации.Однако профориентация часто нужна не столько учащимся, сколько родителям. У них больше тревоги за будущее своих чад. Глобальные изменения в мире влияют на рынок труда. Мало кто знает, что будет востребовано через 5-10 лет. Родителям сложно поддерживать детей, но им хочется участвовать в судьбах своих детей. Выбор приходится делать в условиях неопределенности. Для поддержки родителей в этом учебном году мы продолжаем проводить профнавигационные семинары детей и взрослых, на которых мы обсуждаем тенденции рынка труда, альтернативные возможности профессионального образования, способы психологической поддержки выбора подростков.Новой вехой в развитии профориентационной деятельности в Центре образования стало открытие центра ПРОФ. Основная задача центра – объединить все усилия родителей, классных руководителей, педагогов и администрации в единую систему профориентационного сопровождения учащихся от дошкольного возраста и до выпускного, не обходя вниманием профориентацию родителей. Технологической инновацией в этой области является проведение фронтального онлайн-анкетирования всех родителей наших учеников. Благодаря им мы сможем обеспечить хорошую профнавигацию по профессиям в форме встреч с профессионалами, экскурсий на предприятия, практического опыта работы на предприятии. Открытие центра ПРОФ прошло в форме фестиваля самоопределения 28 января 2017 года. Лекция о профессиях будущего от АСИ, Агентства инноваций Москвы, «Профилум»; семинар о стратегиях выбора профессии в условиях неопределенности; презентации представителей ведущих вузов Москвы (МГУ, ВШЭ, МИФИ, РАНХиГС, CCN – консорциум ведущих вузов Китая), а также 10 встреч с профессионалами и студентами – выпускниками школы помогут школьникам и их родителям ответить на многие тревожащие их вопросы, а также сформировать какое-то видение современного рынка труда и системы высшего образования в России и за рубежом. Онлайн-трансляция фестиваля доступна всем. Подробнее с программой профориентации в Центре образования №548 «Царицыно» можно ознакомиться по адресу: https://sites.google.com/a/s548.ru/pro/home.Надежда ГАРНИШ, заместитель директора Центра образования №548 «Царицыно»
Комментарии