Начиная с 90-х годов ушедшего века в школы буквально хлынул поток учебников, который, с одной стороны, разрушил плотину государственной монополии на их издание, породил конкуренцию авторов разнообразных пособий, но, с другой стороны, возникли своеобразные «ножницы» между количеством и качеством учебников, а следовательно, и способностью педагогического сообщества принять их.
В условиях перехода к профильной школе до сих пор не утихает спор среди учителей относительно концепции учебника истории нового поколения.
Сложились следующие основные требования к концепции учебника:
Учебник должен быть источником и систематизатором знаний в условиях потока разнообразной информации, в которой с трудом ориентируются не только учащиеся, но и педагоги.
Учебник должен стать помощником ученика в обретении исторической правды и справедливости.
Однако предлагаемые взгляды есть дань привычной академической позиции, превращавшей нашу школу в «школу памяти», сводящей функции образовательного учреждения к поступлению в вузы. Или во втором случае – к врожденной тяге к правде, которая, как известно, у каждого своя. Таким образом, можно воспроизвести на исторических страницах не только отгремевшие политические баталии, но и, может быть, довести школу до идеологической конфронтации.
По-прежнему в наших учебниках истории доминирует история государства над историей человека; лишь изредка, да и то фрагментарно, мы видим на страницах пособий великих деятелей, как правило, из мира политики, а где же он – «маленький» человек с его радостями и горестями, без которых и не будет «живой», «человеческой» истории…
По-прежнему фотографии и картины служат скорее иллюстрацией к разворачивающемуся полотну истории, но никак не органичным материалом, равноценным тексту, а ведь, например, только произведения Павла Филонова могут дать не меньше в понимании истории России начала XX века, чем иные тексты…
По-прежнему учебный материал освобожден от категорий социализации и воспитания, тем самым мы обедняем историю, делаем ее примитивной, ибо без ценностного и эмоционально-образного восприятия невозможно сформировать единственно надежной (по утверждению психологов) чувственной основы формирующегося исторического сознания. В дальнейшем, окончив школу, часть учащихся так и не осознает отечественную историю как личностную, а ведь от их гражданской позиции зависят будущие пути развития страны…
Каким я вижу учебник нового поколения? Представляется, что через него должны проходить следующие сквозные линии:
Это должно быть полифункциональное пособие, вбирающее в себя функции и учебника, и хрестоматии, и книги для чтения.
Учебник должен превратиться в своеобразное историческое «Лего», то есть помочь учащемуся выбрать собственную траекторию постижения истории через многоуровневую систему вопросов и заданий, включающих в себя ситуации сопереживания, выхода на поиски разнообразных альтернатив, казалось бы, незыблемых событий; в таком случае учебник станет средством организации учебного процесса и будет учить учиться и совершать свои, пусть и маленькие, но значимые исторические открытия.
Иллюстративный материал будет уже источником знаний, а также средством организации исследовательской деятельности учащихся.
Формат такого учебника уже будет иным (допустим, А4), более качественного издания, и его уже не надо будет носить в школу (он может храниться в классе или библиотеке).
Таким образом, споры о том, кому должны принадлежать история и учебник, ее отображающий, – царю (Карамзин), Поэту (Пушкин) или народу (Маркс), я предлагаю перевести в иное русло: история, если и принадлежит, то только реке по имени Жизнь, и учебник надо создавать не для поступления в разнообразные вузы, а для Жизни!
С подобной задачей, это уже понятно, не справятся далекие от школы и понимания подростковой психологии ученые мужи; и как в свое время в Германии создавался народный автомобиль «Фольксваген», так и я предлагаю через «Учительскую газету» всем заинтересованным в появлении учебника истории нового поколения попробовать всем миром его создать. Это могут быть как отдельные главы российской и зарубежной истории (может быть, начнем с самого сложного периода – XX века?), так и подборки разноуровневых заданий, список источников или иллюстраций с вопросами, сюжеты, связанные с деятельностью великих исторических деятелей.
Сергей БУКИНИЧ, учитель истории гимназии №116 Санкт-Петербурга, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2006»
От редакции
Дорогие читатели, ждем ваших откликов на предложение петербургского учителя. Если идея получит вашу поддержку, редакция «УГ» готова стать координатором проекта, а лучшие главы народного учебника опубликовать на страницах «Методической кухни».
Комментарии