Свою педагогическую деятельность Наталья САЛОГУБОВА начинала с профессии вожатой в школе №2 поселка Хохол Воронежской области. Затем работала учителем истории, заместителем директора и директором школы. Перейдя в Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области в 2009 году, трудилась в различных отделах, выполняла обязанности заместителя руководителя департамента, а с сентября 2021 года возглавила это ведомство. Поводом для нашего разговора с Натальей Валерьевной стало окончание учебного года – первого, который она провела в своей руководящей должности, а значит, сложного, неожиданного, возможно, даже трудного.
– Наталья Валерьевна, чем вам запомнился этот учебный год, что принес хорошего, а что плохого?
– Для меня окончание учебного года настанет 1 сентября, когда придут полное понимание и восприятие учебного года целиком. Есть процессы, связанные с завершением государственной итоговой аттестации, а также подготовкой к новому учебному году и окончанием летней строительной кампании. Это очень важные моменты! Поэтому мой первый учебный год в роли руководителя еще не закончен, впереди еще два месяца активной работы.
Могу сказать, что мое кредо, с которым я приходила на эту работу, подтвердилось и получило большую доказательную базу. Учитель в системе развития общества является ключевой фигурой. Поэтому внимание к нему, обеспечение профессионального роста и комфортных условий для работы и отдыха были и остаются приоритетом моей работы. Слово «учитель» я воспринимаю в широком смысле, в этой роли может быть не только школьный педагог, но и воспитатель, и мастер, и педагог дополнительного образования. Я понимаю степень ответственности, возложенной на меня, так же как и сложность задач, которые предстоит решать и которые мы уже решаем.
– Что показалось самым трудным за 10 месяцев вашей работы?
– Я бы сказала о трудностях даже не с точки зрения ответственности за очередное управленческое действие, а с точки зрения сложности и ответственности за возможность решения проблемы с учетом государственного уровня. Необходимо было решать все проблемы с учетом государственного подхода. Это значит, что нужно сконцентрировать свои знания, умения и навыки не только в системе образования как основной, но и в широком межведомственном взаимодействии как с федеральной властью, так и в приоритете со всеми направлениями деятельности нашего губернатора и правительства Воронежской области. Пути решения проблемы определяются только на основе совокупности объединения интересов всех. В этом есть и плюсы, и минусы. Например, плюс в том, что можно было с учетом возможностей своей должности добавлять какую-то свою изюминку, что позволило бы выполнить решение лучше и сделать его отличающимся от решений других регионов.
– Вы имеете в виду какой-то конкретный пример?
– Да, вспомним ситуацию, связанную с возрождением патриотических традиций, – поднятие российского флага в школах и прослушивание гимна. Когда президент страны поставил такую задачу, мы в числе первых регионов ввели эту традицию с 18 апреля, но сделали это не как волевое административное решение и доведение циркуляра, а реализовали как творческую инициативу. Мы рекомендовали школам совместить поднятие флага и звучание гимна с торжественными моментами, которые еженедельно отмечаются в каждой школе. Например, чествование лучших учеников и победителей различных олимпиад и соревнований, приглашение на торжественную линейку выдающихся земляков, награждение лучшего класса, отряда и так далее. Пусть взрослые и дети начинают новую рабочую неделю с радостного события, которое принесет положительные эмоции и останется в памяти как патриотическое, связанное с символикой России. Так мы постарались решить государственную задачу на уровне региона в необходимой интерпретации.
Еще один пример касается социальной поддержки педагогов, у которых заработная плата до недавнего времени оставалась довольно низкой по сравнению с другими. Я говорю о педагогах-психологах, чья роль в последнее время в школах возросла. Представители этой специальности сегодня необходимы, в них нуждаются, так как в большинстве конфликтных ситуаций они могут выступить и арбитрами, и помощниками, могут даже предотвратить негативные последствия. Это особенно важно сегодня, когда главными приоритетами в системе образования должны быть здоровье ребенка и его благополучие. Поэтому в декабре прошлого года правительство Воронежской области приняло решение повысить заработную плату педагогам-психологам практически в 2-2,5 раза: для городской местности повышение в среднем составило более 15 тысяч рублей в месяц, а в сельской местности – более 18 тысяч рублей ежемесячно.
Это увеличение позволило решить задачу повышения квалификации педагогов-психологов и организации их эффективной работы. Мы привлекли специальные операторские организации, которые занимаются методическим сопровождением, а также поиском и привлечением на вакантные места психологов в школы. Они же обеспечивают и вариативность используемых методик при подготовке психологов, а все вместе это приведет к тому, что и ученикам будет комфортнее находиться в классах, и родителям и педагогам также будет легче получать необходимую помощь и советы.
– Какие еще меры социальной и материальной поддержки учителей существуют в Воронежской области? Какова заработная плата?
– По официальным данным Росстата, средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций Воронежской области за I квартал 2022 года составила 33617 рублей. Как и отпускные, она выплачивается своевременно и в полном объеме. Положением об оплате труда утверждены постоянные повышающие надбавки к окладу за квалификационную категорию, стаж работы, имеющиеся почетные звания и награды.
Понимая, что молодые специалисты в начале своего трудового пути в школе не имеют ни стажа, ни категории, правительство области определило специальный повышающий коэффициент, который применяется ежемесячно в течение пяти первых лет работы в школе. Для городской местности этот коэффициент составляет 20% к окладу, для сельской местности – 25%. Если молодой специалист имеет диплом с отличием, надбавка будет выше: 25% в городских школах и 30% в сельских.
Кроме этого, ежемесячно за счет средств областного бюджета осуществляются компенсационные выплаты всем педагогам за классное руководство в размере 25% от оклада, что составляет 2500 рублей на ставку в месяц. А с 1 сентября 2020 года дополнительно к областной выплате педагогическим работникам общеобразовательных организаций выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 5000 рублей за счет федеральных средств.
В соответствии с законом Воронежской области «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» педагогам, работающим и проживающим в сельской местности, установлены денежные компенсации расходов на коммунальные услуги. А педагоги, снимающие жилье в сельской местности, могут получить компенсацию в 4,5 тысячи рублей в месяц, правда, при соблюдении ряда условий: их место работы в сельской школе является основным, а у самого педагога и членов его семьи в собственности или пользовании нет никакого другого жилого помещения.
Еще одна мера социальной поддержки и одновременно повышения престижа педагогической профессии – участие в различных профессиональных конкурсах. Например, в рамках реализации госпрограммы «Развитие образования» в Воронежской области проводится ежегодный конкурс педагогических работников на получение грантовой поддержки. Участниками могут стать учителя с профессиональным стажем не более семи лет, готовые переехать в сельскую местность или в малые города области, где в школах имеются соответствующие вакансии. По итогам конкурсного отбора ежегодно 50 победителей получают по 1 миллиону рублей и переезжают на новое место работы и жительства.
Также с 2020 года в регионе реализуется федеральная программа «Земский учитель», по которой 1 миллион рублей получает педагог, прошедший конкурсный отбор и переехавший на работу в село либо поселок с населением до 50 тысяч человек. В 2020-2021 годах участниками программы стали 14 учителей, а в 2022 году – 6 педагогов.
– Наталья Валерьевна, такой немного философский вопрос: легко ли сегодня быть учителем?
– Моя точка зрения заключается в том, что учитель – это прежде всего призвание. Я из династии педагогов, папа 22 года проработал директором школы, а до этого просто преподавателем. Бабушка тоже всю жизнь работала учителем начальных классов в поселке Хохол. Вообще многие мои родственники были педагогами, я как-то посчитала общий педагогический стаж семьи, получилось более 300 лет. Поэтому я думаю так: если в этой профессии для человека заложено все – сердце, душа, знания и умения, то будут и качество работы, и любовь детей, и результат. Поэтому комфортнее всего работается учителем тому, кто пришел в эту профессию по призванию.
Однако за последние годы более комфортно стало работать намного большему числу учителей, потому что школьное пространство постоянно обустраивается в рамках национального проекта «Образование». В 2021 году на территории Воронежской области реализовывалось шесть региональных проектов, входящих в состав этого нацпроекта, а в 2022 году реализуется еще семь. Один из самых крупных – «Современная школа», по которому в 2021 году приобретено оборудование для создания 154 центров «Точка роста», а в 2022 году – для 153. В прошлом году создан детский технопарк «Кванториум» в Борисоглебском городском округе, в этом году такой технопарк оборудуется в воронежской школе №105. Ежегодно мы вводим в строй новые школы, в прошлом году их было три, в этом планируется сдать четыре объекта – пристройку на 248 мест в селе Верхний Мамон, школу на полторы тысячи мест в городе Воронеже и еще школы в селе Новая Усмань и в городе Борисоглебске. Строятся три большие школы в областном центре, которые планируются к открытию в 2023 году. Среди этих объектов так называемая мегашкола на Московском проспекте – образовательный центр, рассчитанный на 2860 мест. Его называют самой крупной школой страны. Отличительная особенность центра заключается в том, что это будет единое здание с ультрасовременной школьной инфраструктурой, отвечающей всем последним требованиям.
Конечно, и новостройки, и новое оборудование делают учительский труд комфортнее, а саму профессию – популярнее. Но далеко не все зависит от внешних факторов. Сегодня учитель может повышать свою квалификацию, погрузившись в Интернет, и при этом находиться дома, в комфортной обстановке. Если рост учителя идет по уровню горизонтального развития – не тогда, когда он стал, например, завучем, а когда появился в социальной сети коллег-педагогов, своими комментариями и педагогическими разработками вызывая наибольшее количество вопросов и повышенный интерес, – это создает комфортность другого плана, не материального, но не менее важного и необходимого.
Педагогу присуща потребность общения с другими для удовлетворения своего интеллектуального развития. Таким образом приходит ощущение своей значимости и востребованности. Ведь хороший учитель всегда амбициозен, он постоянно ищет лучшее, чтобы повысить эффективность своего труда. Как результат – комфортность не означает остановку или успокоенность. В равной степени я отношу это и к себе. Несмотря на улучшающиеся условия обучения, новостройки и хорошие результаты ЕГЭ, для меня комфортность является началом развития, когда надо думать и искать те точки, которые на сегодня являются болевыми. И работать над решением этих проблем.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж
Комментарии