После Улан-Удэ, направляясь в Монголию по древнему Чайному пути, я не мог не побывать в Иволгинском дацане, монастырском духовном центре буддистов. Храмовый комплекс – это своеобразный музей под открытым небом. В нем и чувствуешь себя, как в музее, – посторонним досужим наблюдателем, не проникающим в суть окружающих предметов и явлений. Таких среди посетителей, пожалуй, большинство. Однако немало есть среди паломников приверженцев буддистской веры, соблюдающих все ее каноны.
На территории дацана предписывается подавить свою гордыню. Для этого надо трижды совершить простирание на специальных деревянных лежаках перед входом в главный храм. Нелишними будут и подношения божествам, и их восхваления. Обязательно нужно, и желательно в одиночестве, совершить гороо – обход и поклонение всем святыням, вращение молитвенных барабанов.
С барабанов я и начал знакомство с дацаном. Пристроив велосипед возле массивных ворот, украшенных драконами, не спеша приблизился к барабану хурдэ и резко крутанул его. Это своеобразная плата за вход. Так положено. Такой ритуал. Еще нужно прочитать молитву, загадать желание и оставить монетку. Молитвам не научен, в кармане негусто, а вот желаний разных пруд пруди. Я, понятно, не стал все их скопом загадывать. Ограничился одним желанием – полюбопытствовать, что находится за воротами дацана, чем дышат его обитатели, и, если возможно, получить ответы на некоторые вопросы…
Подобных дорожных случаев, примеров и сюжетов сотни. Путешествуя по миру, я многое пытаюсь понять, постигнуть, оценить, сравнить в природе и ее явлениях, в деяниях людей, в их поступках и созданном ими материальном мире, в своих устремлениях и мыслях. Является ли это поиском истины или хотя бы сознательным устремлением к ней? Не знаю. Но все же иногда ощущаю едва ли не насущную потребность докопаться до сути, «изведать то, чего не ведал сроду».
«Никогда не позволяйте вашим ушам поверить в то, чего не видели ваши глаза» – совет Омара Хайяма актуален для всех времен и народов. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наглядность, очевидность – главное преимущество путешественного способа получения информации, установления истины.
«Говорить о пользе путешествий, казалось бы, уже трюизм. Но, как многие свидетельства времен не будут запечатлены ни в книгах, ни даже в отобранных музеях, лишь на месте, среди всех естественных условий, можете воспринять с особою убедительностью части истины» – слова Николая Рериха, пожалуй, не нуждаются в комментариях. Увиденное своими глазами, услышанное своими ушами – это не только твой информационный багаж, но и, пожалуй, то самое достоверное, истинное, о чем ты сможешь поведать другим. Тут очень важно, что ты прочувствовал и пережил в пути, собственное ощущение реальности происходящего, твой опыт. Яркое солнце за окном не обязательно свидетельствует о теплой погоде. Чтобы удостовериться, какая она на самом деле, нужно выйти на улицу. Возможно, там сильный мороз или холодный ветродуй. Есть, правда, несколько нюансов в связи с очевидными вещами, происходящими на ваших глазах. Не стоит увиденное сразу принимать за чистую монету. Во-первых, это может оказаться постановкой, специально для вас сотворенной картиной. Во-вторых, из любого правила бывают исключения. Возможно, увиденное вами и есть это исключение. Факт может оказаться вовсе не фактом. Но при всех издержках и исключениях вера своим глазам полезнее, надежнее и продуктивнее, чем где-то услышанное, кем-то поведанное. С эстрадной сцены, политической трибуны или экрана телевизора…
Во все времена путешественников воспринимали прежде всего как носителей информации о других мирах. Достоверными или нет были сведения, полученные от странников, но бывалых людей, прошедших огонь, воду и медные трубы, слушали с интересом. Находились, правда, и скептики, в основном среди ученого книжного люда, которые утверждали: «Все подвергай сомнению». Что ж, доверие свидетелю, а тем более участнику события, дорогого стоит. Однако прежде всего оно должно быть доверием к его высоким моральным качествам, честности и непредвзятости. «А судьи кто?» – резонный вопрос тем, кто пытается утвердить свою, и только свою, правоту в установлении истины. Кто они? Каковы их мотивы, интересы, выгода?
Существует множество приемов, методов поиска и установления истины. Это и добыча достоверных фактов, и проверка, а нередко и перепроверка полученной информации (сегодня в журналистской среде распространен такой термин, как «фактчекинг»), и угадывание манипулятивных приемов, с помощью которых нас хотят убедить в чем-то, и умение распознавать скрытый смысл, намек в написанном или сказанном (такое нередко происходит под давлением обстоятельств, когда человек вынужден говорить не то, что на самом деле думает), и желание установить причинно-следственную связь между фактами и событиями.
Нередко истину отождествляют с правдой. Но это не совсем так. Истина – это все-таки некая непреложность на все времена, то, что можно постигать бесконечно, а правда – это часто субъективность, сиюминутность, фрагментарность реальной действительности. Истина существеннее, выше правды, однако не следует скидывать со счетов правду как некую правильность момента, руководство к созидательной деятельности. Как тут не вспомнить советскую газету «Правда», которая освещала события, информировала о фактах, вещала правду, но только ту, которая не противоречила установкам и политике партии и правительства. Неискушенные граждане верили всему, что там печатали, искушенные пытались отыскать крупицы настоящей правды между строк. Их было мало, но находились и те, кто, следуя совету булгаковского профессора Преображенского, вообще не читал советских газет.
В ворохе полуправды, перекручивания фактов и даже откровенного вранья бывает трудно разобраться даже весьма неглупому человеку. В поисках истины важно не переусердствовать. Кстати, если вы, внимая рассказчику, просто удовлетворяете свое досужее любопытство, то не утруждайте себя терзаниями по поводу неточностей и недомолвок, даже откровенной выдумки. Сомнение следует ограничивать лишь познанием истины, а не распространять на жизненную практику. Психологи советуют искать истину до той степени, какая тебе требуется для принятия решения, поведения в той или иной ситуации. Пожар сначала тушат, а потом выясняют его причину и ищут виновников. Случается, правда, что это делают по горячим следам, но лишь для того, чтобы быстрее загасить огонь. Возможно, лично для вас, вашего мировосприятия, возраста, здоровья, эмоционального состояния, конкретных занятий поиск истины внесет сумятицу в мозги, усугубит сомнения и страхи. В жизни мы среди фактов как на весеннем лугу среди цветов и разнотравья. Один цветок сорвешь и понюхаешь, другим просто полюбуешься, третий присовокупишь к букету, который подаришь любимой, четвертый сойдет для чайной заварки, пятый просто сомнется под твоим шагом. Точно так же мы поступаем и с фактами. Они нужны нам постольку, поскольку мы испытываем нужду в них. Как грибник не всякий гриб кладет в корзину, так и человек не всякий факт берет в голову.
…На ночь меня приютил молодой лама, по облику и манерам славянского происхождения. Много всего любопытного я узнал, наблюдая в монастырских храмах Иволгинского дацана исполнение древних обрядов и культов. Конечно, хотелось прикоснуться к сути, сокровенным истинам буддистского учения. Однако я прекрасно понимал, что за пару дней это сделать невозможно. И все же не удержался и, прощаясь с ламой, приютившим меня, задал ему этот вопрос. Он улыбнулся и покачал головой, мол, не будь наивным и не жди чудесного озарения. И все же я был настойчив: «Ну хотя бы в принципе…» Лама посуровел и тихо произнес: «Не парься!» Как тут еще раз не вспомнить того же Омара Хайяма: «Созвездия в заоблачной дали к раздумьям многих обрекли. // Одумайся, побереги рассудок – мудрейшие и те в тупик зашли».
Мне ничего не оставалось, как, отринув сомнения, оседлать велосипед и отправиться дальше по единственному истинному в тот момент пути через бескрайнюю монгольскую «степь степей» к неведомым горным хребтам, что синели на горизонте.
Владимир СУПРУНЕНКО, фото автора
Комментарии