Каким должен быть учитель? Умным? Требовательным? Чутким к потребностям современности? Провидцем грядущего? Школьники нечасто задумываются над этим, они просто любят одних, посмеиваются над другими и мечтают быть похожими на тех, кому удается поразить их души особенно значимо. Но, размышляя, желают ли они учить других, старшеклассники выяснили для себя, что человеческие качества играют немалую роль в образе наставника, а педагогические приемы – это те умения, которые всегда интересно, а главное – полезно освоить. К этому мнению ребята пришли после общения со студентами Государственного гуманитарно-технологического университета, которые зацепили их за живое во время интерактивных занятий, проводимых в рамках проекта «Педкласс».
Многое может дать вуз школе: возможности для профориентационной деятельности, научное руководство замыслами, тренинги и экспертизы, активное кураторство работы. Сотрудничество всегда развивает. Причем и тех и других. В рамках программы «Подготовка высококвалифицированных педагогических кадров для Московской области» в школах Подмосковья были созданы педагогические классы. Реализация этой инициативы губернатора Государственным гуманитарно-технологическим университетом оказалась весьма кстати, так как позволила решить сразу несколько злободневных проблем.- Педкласс – одна из форм профориентации школьников, – говорит региональный модератор деятельности педагогических классов ГГТУ на территории Московской области кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики ГГТУ Галина Скударева, – которая одновременно является классикой, имеющей давний исторический опыт (VIII век), и инновацией, которая предполагает раннюю профессионализацию и введение в педагогическую деятельность, с тем чтобы удовлетворить социальный заказ на омоложение педагогического корпуса страны и, в частности, Подмосковья. Открытие педкласса в школе способствует раннему погружению в профессию педагога, формированию профессиональных намерений обучающихся еще в довузовский период, чтобы в условиях непрерывного педагогического образования в дальнейшем обеспечить Московскую область молодыми педагогическими кадрами, которые не только придут в профессию, но и останутся в школе.Всего педклассов ГГТУ в Московской области 10:- муниципальные педклассы – в городах Клин, Электрогорск, Павловский Посад, Орехово-Зуево, Истра на базе методических центров или управлений образования;- педклассы на базе школ в городах Можайск, Волоколамск, Шаховская, Дмитров;- экспериментальный муниципальный социально-образовательный проект на базе школы №11 Электростали.- Этот проект позволяет нам раскрыть особенности профессиональной деятельности педагога, – отмечает проректор по учебной работе Ольга Морова, – сформировать у старшеклассников представление о компетенциях, которыми должен обладать современный педагог. Занятия в педклассах – это не только хорошая подготовка к предстоящим экзаменам и ориентация на поступление в вуз, на них формируются навыки командного взаимодействия и выявляются лидерские позиции, школьники учатся самопрезентации и управлять эмоциями и личным временем.Программа рассчитана на год, регулярность занятий – 2 раза в месяц. Формы работы достаточно разнообразны, интерактивны и способствуют лучшему погружению в материал. Здесь и коллажирование, и тренинги, кейсы, ролевые и имитационные игры, мастер-классы. В январе пройдет зимняя школа, а в конце весны – слет педагогических классов ГГТУ.- Со школьниками занимаются не только преподаватели, но и волонтеры – студенты ГГТУ, – рассказывает декан педагогического факультета, руководитель волонтеров Людмила Старых. – Студенты представляют различные факультеты (педагогический, физико-математический, исторический, филологический), учатся на разных курсах. Их объединяют увлеченность педагогической деятельностью, желание развить свои профессиональные навыки (в том числе коммуникативные, организаторские) и помочь старшеклассникам сделать правильный выбор профессии.- Наша идея заключается в том, – объясняет технологию своей деятельности студент 5‑го курса филологического факультета Иван Кулин, – что мы общаемся каждый раз с новыми детьми, и сами каждый раз для занятия составляем новую группу. Это позволяет и школьникам раскрепоститься, они не ждут кого-то конкретного, но всегда знают: кто бы это ни был, будет здорово. Это и нам помогает почувствовать другого человека, постараться создать команду с чистого листа.- Действительно, во время такого общения, – добавляет студентка 2‑го курса педагогического факультета Серафима Ключкова, – мы очень многому учимся и сами.По результатам обучения в педклассе ребята получат рекомендации для поступления на педагогические программы от своих учителей и педагогов ГГТУ. Для региона этот проект – основа того, что многие из обучающихся в педклассах поступят в университет на целевое обучение, а по окончании вернутся в школы и детские сады своих районов.Педкласс в Электростали отличается от прочих. Это уникальный проект, его новизна в формате реализации внеурочной деятельности. В педкласс пришли дети из шести школ городского округа.- Я спросила своего сына, – делится мама одного из учеников Татьяна Комлева, – класс новый, не страшно привыкать? «Нет, – ответил он. – Не страшно». И сейчас смотрю, у него лицо изменилось – светлое, глаза горят, благодаря тренингам он раскрепостился, стал более общительным, попробовал себя в роли учителя, понравилось. Съездил в университет в Орехово-Зуево и объявил: «Буду поступать туда на юридический!» Многие великие люди вышли из педагогов, пускай. Меня устраивает их учебный план, и я очень довольна, что он учится в педклассе.Тренинги с ребятами из Электростали проводит кандидат психологических наук Сергей Гусев, он учит десятиклассников умению разглядеть в окружающих достоинства и дарит им понимание, что общение – это многогранное искусство, которое способно обогатить и сделать счастливым, раскрыть в другом даже те таланты, о которых тот и не догадывался.- Учатся наши десятиклассники в педклассе с удовольствием, – улыбается директор школы №11 Марина Азарова. – Но и помимо учебы у них множество интересных дел. Мы реализуем проект «Я – супердублер» (профессиональные пробы трай-скилс в начальных классах), ведем волонтерскую практику «Яркие люди». В школе создан собственный медиацентр, обеспечивающий информационную открытость деятельности и, конечно же, рассказывающий обо всех событиях в школьной жизни. И, кстати, ученики педкласса внимательно читают «Учительскую газету», потому что в ней они находят много ответов на свои главные вопросы: кто он, современный учитель? Что он может сегодня дать школе? Какими они сами должны быть и чему им необходимо научиться, ведь они готовятся формировать будущее?Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото), Орехово-Зуево – Электросталь, Московская область
Комментарии