Уютно ли современному ребенку в современном мире? Если неуютно, то почему? Нуждается ли он в защите? Если нуждается, то от чего? Этими и рядом других вопросов задавались на XXV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Экология детства», состоявшейся в Российском государственном педагогическом университете им. А.И.Герцена.
Бесспорным для специалистов было одно: детство – это сложный феномен, и чтобы понять его, нужно сломать не один лес копий. Но без понимания того, какие причины влияют на тот или иной поворот в «детской» теме, невозможно двигаться вперед и развивать те или иные программы.Особенностью нынешнего времени, отметили специалисты, является то, что изменения в современном обществе очень динамичны. Модели, которые раньше служили для социализации ребенка, сегодня серьезно трансформировались. Налицо разрыв между поколениями. У сегодняшней молодежи совершенно иной опыт коммуникации, нежели у старшего поколения. И даже уже при небольшой разнице в возрасте суть восприятия жизни у последующих поколений другая. К примеру, в Государственном социально-гуманитарном университете (Московская область) студенты провели любопытное исследование. Ребята опросили около 350 дошкольников с целью определить, в чем отличия этого поколения от, например, поколения нынешних студентов. Оказалось, что малыши не знают и не играют в подвижные игры, не понимают, что такое командные игры. Зато прекрасно разбираются в компьютерных играх, причем среди любимых называют такие, где, чтобы заработать баллы, нужно столкнуть человека в пропасть или попасть в него дротиком.Опрос также показал, что будущие первоклассники почти не имеют детских страхов прежних поколений. Если нынешние дети и боятся, то только оставаться одни или оказаться потерянными в торговом комплексе. Многие дети боятся… пришельцев, которые могут забрать родителей.Изменчивость современного мира и активная параллелизация виртуальной реальности, в которую погружена молодежь, приводят к тому, что родители часто не знают, что делать с детьми, поэтому обращаются в разные психологические службы либо к учителям. И тут возникает еще один сложный вопрос: какие модели социализации предложить ребенку, если прежние модели утратили свою актуальность?К слову, подобными вопросами озабочены не только российские специалисты, но и их зарубежные коллеги. Скажем, на состоявшемся в прошлом году в Австрии конгрессе, посвященном экологии детства, было выражено мнение, что нужно принципиально менять отношение к ребенку. Ему нужно больше доверять и сделать свободу ребенка неприкосновенной. Правда, на то, как это может выглядеть в реальности, у каждого свой взгляд. Кто-то предлагает разрешать детям абсолютно все до определенного возраста, кто-то уверен, что свобода – это все же совокупность договоренностей в обществе, и учить соблюдать их нужно до подросткового возраста, а затем дать ребенку самостоятельность, и т. д.Применим ли такой подход в российской действительности? Однозначного ответа у экспертов нет, однако большинство из них почти единодушно сошлись во мнении, что «свободное плавание» при наличии широкого веера соблазнов способно завести не в ту «гавань». По мнению директора лицея №214 Центрального района Ирины Витте, ключом для дверцы под названием «свобода» является слово «выбор». Возможность выбора и есть, по сути, то, что мы вкладываем в понятие «свобода». Но одно дело, когда выбор совершает человек с устоявшейся жизненной позицией, с багажом прожитых лет, и другое дело, когда выбрать предлагают ребенку. Для того чтобы сделать тот или иной выбор, все же нужна серьезная воспитательная база, а воспитание – это в первую очередь прерогатива семьи. Если в семье складываются определенные человеческие взаимоотношения, есть культура и традиции, то это отражается на ребенке. Все основы воспитания закладываются в семье. Бывает, конечно, что родители просто не понимают, что хотят от ребенка. Некоторые предлагают ему мнимую свободу, считая, что ребенок должен всему научиться сам. Это тот же пример, когда не умеющего плавать человека бросают в воду – кто-то научается плыть, кто-то идет ко дну, а кто-то потом всю жизнь боится воды. Поэтому без «поводыря» ребенку в сегодняшнем современном мире не обойтись.Однако с «поводырями» – родителями – тоже все не так просто, считает директор школы №207 с углубленным изучением английского языка Центрального района заслуженный учитель РФ Вячеслав Коровкин. Сейчас приходится сталкиваться с совершенно другой генерацией родителей. Некоторых из них можно смело назвать людьми без внутренних барьеров и преград. Возможно, из-за этого увеличилось число детей, которые используют на уроке гаджеты в виде передающих устройств. Воспитанная в них свобода действия заключается в том, что школьники записывают и снимают то, что происходит на уроке, но ни школа, ни учитель об этом не знают.В целом же все эксперты отмечают, что институт семьи теряет свои позиции, и это влияет на восприятие семьи современными школьниками. У семьи уже нет рычагов влияния на ребенка. То, что произошло в процессе вовлечения детей во взаимоотношения со взрослыми, пока не принесло положительных результатов. Отсутствие уважительных отношений между членами семьи, размывание границ семьи (гражданские, однополые браки), а также детоцентричность в праве приводят к ситуациям, когда дети судятся с родителями, унижают их и разрушают общность семьи.В то же время сейчас невозможно воспитывать детей с помощью авторитаризма, как было прежде, уверена педагог-психолог школы №6 г. Сосновый Бор Ленинградской области Марина Натыкач. В современном обществе успешен раскованный, свободомыслящий, креативный, легко адаптирующийся к действительности человек. Но это портрет не из российской действительности. Почему? Российская ментальность спокойно допускает тотальный контроль. Но тотальный контроль, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, провоцирует развитие неуверенности в себе. Ребенок постоянно подвергает себя самоконтролю, а постоянно ограничивающий себя, контролирующий себя человек не может свободно мыслить. Поэтому в этом смысле свобода в воспитании, наверное, нужна.Однако сегодняшних детей по сравнению с их сверстниками 20‑30‑летней давности все-таки можно назвать свободными по духу и по мысли. Они умеют вступать в диалог с незнакомыми взрослыми оппонентами, аргументировать свое мнение, умеют грамотно излагать свою мысль, не боятся ошибиться, и это результат отсутствия зажима в воспитании. Если адекватно использовать эту свободу, то жить намного интереснее.
Другое дело, что дети часто интерпретируют информацию о своей свободе так, как это им удобно. Чтобы не случалось казусов, когда «свободные» дети действуют по собственному правовому шаблону, нужны наставники, путеводители. И ими могут стать и часто становятся творческие, мобильные, неравнодушные учителя. Не случайно семья, и это несколько раз подчеркивалось на конференции, возлагает на школу такие большие надежды именно в воспитании детей.
Санкт-Петербург
Комментарии