search
main
0

В поисках единого стиля

Преемственность среднего и высшего педагогического образования позволяет расширять поле специальностей, проводить комплексные научные исследования, решать методические и экономические вопросы. То есть повышать качество подготовки специалистов. Управлять этим процессом невозможно без хорошо отлаженного потока информации о результатах учебной деятельности. Право для перехода на следующую ступень иногда дают отметки, полученные на предыдущей ступени. А иногда для этого нужно сдавать специальные экзамены. Критерии оценки должны непременно зависеть от того, будет ли продолжено образование или начнется профессиональная деятельность. Выпускник колледжа, отлично подготовленный для учебы в университете, может оказаться не лучшим там, где больше требуется спортивная подготовка. Высококлассный учитель обязательно должен идти в аспирантуру, так как для научной работы нужны качества, которых может не быть у педагога. С другой стороны, человек, настроенный на науку, далеко не всегда справится с работой учителя. Претендентов на право продолжить образование в вузе надо искать во время учебы – выявлять их интересы, склонности, мотивы.

Последние годы наш колледж осуществлял подготовку по нескольким специальностям повышенного уровня среднего профессионального образования: иностранный язык, физкультура, преподавание в начальных классах, дошкольное образование, адаптивная физкультура. Еще в 1998 году мы заключили договор о сотрудничестве с Сибирским государственным университетом физической культуры и стали готовить специалистов по системе «колледж-вуз». У ребят появилась возможность продолжать обучение на кафедрах СибГУФКа по сокращенным программам. Прием осуществляется по результатам государственной аттестации, вступительных экзаменов и обязательного собеседования. В состав экзаменационной комиссии колледжа непременно входят преподаватели СибГУФКа.

Нам пришлось внести изменения в учебный процесс, чтобы максимально уменьшить количество дисциплин, составляющих разницу в учебных планах колледжа и вуза. Это мы делаем вместе с преподавателями СибГУФКа. Работаем по основным направлениям: учет требований Государственного образовательного стандарта высшего уровня, «выравнивание» планов за счет введения курсов по выбору тех «университетских» дисциплин, которых не было в стандартах СПО, приглашение на работу в колледж преподавателей – профессоров, докторов, кандидатов наук из СибГУФКа, углубление учебно-исследовательской работы в соответствии с требованиями вуза. В учебные планы некоторых специальностей включили вузовские дисциплины – теорию спорта, спортивную метрологию, пожарную безопасность, социальную педагогику, культурологию. Основные разделы всех ведущих курсов – основ школьной физкультуры, основ гимнастики – пришлось углубить. Для этого усилили теоретический компонент, стали больше ориентироваться на самостоятельную работу студентов. Программы повышенного уровня отличаются от базовых усилением фундаментальной, гуманитарной и социально-психологической подготовки, ориентацией на новые образовательные и информационные технологии.

Новые планы обязательно обсуждаются на соответствующих кафедрах СибГУФКа после утверждения предметно-цикловыми комиссиями колледжа. Ряд дисциплин изучается непосредственно по программам, разработанным с учетом государственных образовательных стандартов высшего образования – современные педагогические технологии физкультурного образования, психология развития, введение в литературоведение и другие. Работаем над совершенствованием программ по иностранному языку. Установлены связи с кафедрами Омского государственного педагогического университета, разработана программа повышения квалификации, целью которой является обучение преподавателей иностранного языка методам и стратегиям работы Британского совета.

Стали традиционными совместные заседания кафедр, семинаров, студенческих и преподавательских конференций. Потом появились объединенные педагогические советы. Дело в том, что возникла проблема социальной и психологической адаптации студентов колледжа, продолжающих обучение в университете. Видимо, есть различия не только в содержании и технологиях учебного процесса, но и в стиле педагогов, самостоятельности студентов, которой определенно в колледже меньше. Нужны единые подходы к организации обучения, единые методики преподавания.

Альбина СЕМИНА, директор омского педагогического колледжа № 2 «Высшее педагогическое училище №2 – начальная гимназия», Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте