В Переславле-Залесском Ярославской области прошла очередная, XVIII по счету, конференция «Свободное программное обеспечение в высшей школе». Ее организаторами по традиции стали компания «Базальт СПО», АНО «Национальный суперкомпьютерный форум» и Институт программных систем РАН. Мероприятие было организовано как в очном, так и в дистанционном формате и ориентировано на руководителей образовательных организаций, преподавателей, студентов, разработчиков, экспертов в области СПО из России и других стран.
Независимый эксперт и активный популяризатор Linux Анатолий Якушин напомнил собравшимся, что не стоит противопоставлять свободные и проприетарные лицензии, ибо те и другие могут существовать только в рамках определенного правового поля. Более того, СПО ни в коей мере не противоречит авторскому и патентному праву, а базируясь на них, предоставляет пользователю наименее обременительную реализацию прав автора произведения. И именно свободное программное обеспечение на сегодня остается пока единственным эффективным средством межкорпоративного обмена передовыми технологиями. Отсутствие этого поля грозит правовым беспределом, поэтому не стоит приветствовать стремление некоторых представителей власти узаконить цифровое пиратство и поощрять использование нелицензионного софта. Это тупик.
Как всегда, ярким и эмоциональным было выступление главного научного сотрудника ИПС РАН доктора физико-математических наук, профессора Николая Непейводы, посвященное низкоэкспертным задачам (для решения которых требуется привлечение специалистов разных направлений – юриста, экономиста, психолога, математика, врача, астронома и т. д.). Долгие годы мы стремились выращивать узкопрофильных профессионалов, но в быстро меняющемся мире, живущем в условиях перманентной неопределенности, таковые являются слабым звеном. Что делать? По мнению Николая Николаевича, единственная возможность – уже со школьной скамьи воспитывать детей, развивая в них интерес к разным предметам, а не только к одному-двум, которые нравятся и по которым успевают. ЕГЭ, по убеждению докладчика, на это в принципе не способен.
Зато коллективный способ обучения позволяет каждому школьнику, а потом и студенту побыть в роли как ученика, так и учителя, помогая лучше понять и усвоить самую разную информацию и наладить общение с другими. Также очень хорошо стимулируют познавательный процесс задания, связанные с поиском ошибок или неточностей в чужих работах. Напомним, что идея свободного программного обеспечения как раз и заключается в коллективном улучшении софта общими усилиями. И конечно же, постоянная обязательная ставка на межпредметность, решение нестандартных и развивающих задач.
Александр Казанцев, руководитель образовательного проекта EduMandriva, кандидат технических наук, доцент кафедры «Информатика» Глазовского государственного педагогического института имени В.Г.Короленко, рассказал о проблемах подготовки будущих специалистов СПО в педвузах. Начало доклада не внушало оптимизма, ибо по всему выходило, что у людей: 1) нет мотивации к изучению незнакомых им систем; 2) существуют предубеждение и скепсис; 3) отсутствует методическая поддержка отечественных программ, разработанных на базе Linux; 4) царит неразбериха в классификациях, лицензиях и разрешениях; 5) само СПО слишком непостоянно и пока несовершенно; 6) его сторонников нередко считают IT-сектантами; 7) у нас сейчас слишком мало так называемых СПО-евангелистов – людей, которые пропагандируют идеи свободного программного обеспечения, показывая, как это просто и выгодно.
На фоне грамотно выстроенной системы поддержки проприетарных программ и систем, от которых люди пока не в силах отказаться, отечественный софт выглядит не таким привлекательным. Но в финале Александр Сергеевич отметил, что уже сам факт осознания перечисленных проблем много значит, тем более что в ряде компаний очень многое сделано для исправления ситуации.
Антон Уймин, заведующий лабораторией «Сети и системы передачи информации» РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина, эксперт «Ворлдскиллс Россия», поделился опытом развертывания специализированных лабораторий СПО и ВО на базе отечественного программного обеспечения. В то время как в ряде других вузов до сих пор продолжают пользоваться только Windows и Microsoft Offise, здесь работать над внедрением СПО начали еще с 2006 года, предусмотрев оснащение лабораторий, установку программно-аппаратных средств защиты информации, создание компьютерных сетей, настройку периферийных устройств и т. д. Существует даже школьное подразделение с классом робототехники (причем роботы также «заточены» под Linux).
Но здесь Антон Григорьевич поддержал озабоченность своих коллег, отметив, что многие проблемы так и остаются до сих пор не решенными. Например, там, где на СПО переходят целые организации, зачастую все связано с энергией энтузиастов, а у остальных внутренней мотивации к этому просто нет. В том числе и по причине отсутствия идеологии отечественных продуктов, которые могут быть ничуть не хуже зарубежных, но там в их раскрутку вкладывают миллиарды и пропагандируют на весь мир, а у нас молчат и экономят. А если и поступает распоряжение перейти на отечественное СПО в кратчайшие сроки, это вызывает отторжение, поскольку воспринимается как навязывание чего-то странного, незнакомого взамен привычного, пусть и зарубежного. И до сих пор не разработаны ФГОС для СПО, не решен вопрос кадров для системы высшего образования, поэтому нет ответа на главный вопрос: а кто же, собственно, и по каким стандартам будет обучать тех, кто потом пойдет в школы и сам будет учить детей работать с отечественными программами?
Следовательно, сделал вывод докладчик, проблема здесь не столько технологическая, сколько идеологическая и организационно-методическая. Поэтому стоит обратиться к опыту зарубежных компаний, которые начали в массовом порядке воспитывать специалистов и готовить инженеров с 90‑х, что в итоге позволило им совершить грандиозный качественный рывок, пусть и спустя несколько лет, в 2012 году.
К слову, воспитанию специалистов нового поколения, амбассадоров СПО, помогает движение «Ворлдскиллс», которое за последние годы стало в России очень популярным. Также многие солидные компании и корпорации (Ростех, Росатом и т. д.) понимают важность проблемы и организуют центры подготовки специалистов, академии, курсы, лаборатории, которые охватывают уровни образования от школьного и дополнительного до среднего и высшего профессионального.
Как происходит внедрение СПО на уровне не отдельно взятого вуза, а целого субъекта РФ? Этому был посвящен доклад директора Регионального центра информационных технологий Псковской области Алексея Драгунова. Он рассказал, что здесь в процесс вовлечены 243 общеобразовательные организации вместе с их филиалами, 14 учреждений среднего профессионального и 87 – дополнительного образования. Все они используют отечественное свободное программное обеспечение. И это касается самых разных процессов: мониторинга и оценки качества образования, аттестации, питания школьников, ведения электронных журналов и дневников, приема в школу, записи в детский сад, работы школьного музея и т. д. В защищенном региональном облаке расположено более 30 подсистем. Доступ к ним разрешен только с защищенных рабочих мест. То есть вопросам защиты персональных данных в регионе уделяется особое внимание.
Обозреватель портала ComNews Яков Шпунт рассказал об особенностях некоторых из наиболее распространенных российских операционных систем на базе Linux, которые предлагается использовать в рамках программы импортозамещения. По его оценке, дистрибутив Astra Linux можно запустить даже на старом компьютере с одноядерным процессором. В то же время интерфейс этой ОС довольно невзрачен, а возможности по настройке скудны. Зато Альт Образование содержит большой выбор ПО, включая серверное для всех уровней образования, подробную документацию, а заодно дает возможность доступа к самому большому репозитарию программного обеспечения в России. Обратная же сторона медали заключается в том, что во всем этом великолепии нетрудно заплутать. Довольно обширный багаж программ есть и у Ред ОС, которая годится как для серверов, так и для рабочих мест сотрудников. Но вот для нужд образования этот дистрибутив подходит с трудом. И так далее. Получается, идеальных продуктов не существует, однако есть явные лидеры рынка, которые заслужили авторитет у пользователей.
…На конференции было сказано еще очень много любопытного. Но обо всем в одной статье не напишешь. Поэтому, если кому-то интересна тема использования СПО в образовании, можете почитать тезисы докладов и посмотреть видеотрансляции всех выступлений, перейдя на сайт по QR-коду.
Вадим МЕЛЕШКО, фото автора
Комментарии