Меня, как и многих педагогов России, глубоко тревожит ослабление, утрата в современном обществе подлинной гражданственности и подмена ее лозунгами, что с неизбежностью вынуждает детей и подростков искать иную сферу приложения своим силам.
Не требует особых доказательств тезис, что необходимым условием воспитания гражданственности является наличие в содержании образования национально-регионального компонента, в котором отражено национальное и региональное своеобразие культуры. Я согласен с утверждением С.И. Гессена: «Народ тем культурнее, чем дольше он жил исторической жизнью, т.е. чем больше он накопил того непреходящего прошлого, которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению».
Этим объясняется мое увлечение исследованием истории родного края. Особенно меня притягивает история, сокрытая в буквальном смысле слова под пластами времени, – древняя история Омского Прииртышья и всего Сибирского региона. У этой истории есть громадный, мало используемый потенциал воспитания гражданственности, толерантности. За многие годы работы у меня сложилась некоторая система реализации этого воспитательного потенциала при изучении региона.
Южно-таежное Прииртышье представляет собой уникальный сплав этносов и культур, постоянно существовавших и развивавшихся здесь на протяжении почти восьми тысячелетий. Оно исторически впитывало в себя останки древних культур – от эпохи неолита до завоевания Сибири Ермаком и массовой колонизации Зауралья. С древнейших времен существовала на этих землях человеческая цивилизация, тесно переплетаясь историческими корнями с Европой.
Исторические процессы, происходившие на территории региона, характерны для евразийского исторического пространства. Эту точку зрения сформулировали и отстаивали первые русские ученые-евразийцы Л. Гумилев, Н. Трубецкой.
О единстве евразийского пространства говорят и пишут сегодняшние русские историки А.Н. Сахаров, Н.В. Загладин, О.В. Волобуев, исповедуя принцип толерантности и цивилизационного подхода. Поэтому не важно, изучаешь ли ты большую историю мира и страны или историю «малой» родины, исторические процессы одинаковы для всего мира и взаимосвязаны друг с другом.
Из закономерностей формирования личности следует вывод, что эффективность воспитания гражданственности при изучении истории, в том числе и региональной, зависит от того, насколько удается обеспечить осознанность и самостоятельность познавательной деятельности учащихся, их соучастие и сопереживание. Таким образом, я вышел на идею изучения истории региона через организацию учебно-исследовательской деятельности учащихся прежде всего на уроках, но с обязательным продолжением ее во внеклассной и внешкольной работе.
Особенностями моей системы работы являются:
– организация учебно-исследовательской деятельности на уроках с постепенным усложнением содержания этой деятельности;
– обязательное продолжение урочной учебно-исследовательской деятельности учащихся во внеклассной и внешкольной научно-исследовательской работе в различных ее формах (исследовательские маршруты, стационарные экспедиции совместно со студентами, аспирантами под научным руководством ученых-историков, конференции НОУ и др.);
– использование результатов внешкольной научно-исследовательской работы учащихся для организации учебно-исследовательской деятельности на уроках: определения тематики учебно-исследовательских заданий; отбора художественно-графических и видеоматериалов и артефактов как объектов исследования;
– побуждение школьников к активному участию в гражданских акциях; к исследованию состояния и охране памятников истории и культуры; к разъяснительным беседам с жителями окрестных сел.
Для отбора содержания учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеклассной работе были использованы следующие источники:
– материалы научных исследований по истории региона, опубликованные в трудах Сибирского филиала РАН (П.П. Вибе, В.А. Конников, В.В. Матющенко, В.А. Могильников и др.);
– материалы Московского государственного института археологии и этнографии РАН;
– научно-практические разработки ученых Омского государственного университета, Омского географического общества, кафедры истории и обществоведения ООИПКРО, материалы музеев г. Омска.
Названные источники позволяют мне определять:
– новые теории и гипотезы, связанные с исследованием этноархеологических комплексов Сибири (лесостепной, таежный), например: теория археологических микрорайонов (В.А. Могильников, В.В Матющенко); теория этноархеологических комплексов (С.С. Тихонов, С.В. Татауров); гипотеза о палеонтологической периодизации истории равнинной части Сибири, о связях культовых комплексов неолитического населения Сибири;
– объекты археологических и этнографических исследований, которые наиболее полно иллюстрируют изучаемые этнокультуры.
Следует отметить, что процесс отбора содержания практически непрерывен.
При разработке художественно-графических комплексов используются не только уже имеющиеся научные публикации, но и творческие работы аспирантов и студентов Омского государственного университета, иллюстративные материалы РАН. Исследовательские задания формулируются на доступном для учащихся данного возраста уровне сложности. В структуру задания входят:
задачи исследовательской деятельности учащихся;
образно-содержательная часть; как предмет исследовательской деятельности предлагаются артефакты: керамика, предметы культа, элементы оружия, фотоматериалы, картографические материалы, художественно-графические материалы;
форма представления результата.
Задания распределены на весь период изучения курса «История России». За время с 5-го по 9-й класс учащиеся выполняют 10 учебно-исследовательских заданий по курсу «Историко-культурное наследие народов Омского Прииртышья». Затраты учебного времени при этом не превышают норм, заложенных в базовой программе (с учетом регионального компонента).
Особенности педагогической технологии.
Уроки-практикумы – важный составляющий элемент технологической цепочки изучения темы. Как правило, им предшествуют уроки по истории России, в которые включаются элементы исследовательских заданий. Таким способом создается теоретическая база исследовательской деятельности учащихся и отрабатываются умения их продуктивной деятельности.
Выполнение заданий предполагает групповую форму учебной работы, что определяется рядом обстоятельств: во-первых, учащиеся подросткового возраста психологически не готовы проводить индивидуальные исследования, для успеха дела им необходимы соратники; во-вторых, при достаточной наполняемости класса практически невозможно определить для каждого индивидуальное исследовательское задание.
Внутри группы каждый ученик выполняет свою определенную работу, связанную с частью группового задания. Индивидуализация обучения обеспечивается и на этапе оформления результатов учебного исследования, в котором каждый проявляет себя с учетом своих индивидуальных особенностей.
Формирование групп происходит с учетом уровня учебных возможностей учащихся (высокие, средние, пониженные). По учебным возможностям группы могут быть гомогенными или гетерогенными, что определяется характером целей и сложностью содержания исследовательских заданий. Состав групп непостоянен, группы формируются непосредственно перед началом исследовательского практикума.
С целью создания условий для проявления познавательной самостоятельности учащихся изучение темы начинается с вводного урока, на котором определяются задачи изучения темы, составляются учащимися индивидуальные программы учебной работы в рамках темы, выбираются исследовательские задания.
В процессе изучения темы на каждом уроке осуществляется обратная связь, дающая информацию о результатах учебно-познавательной деятельности учащихся. С этой целью используются компьютерные программы тренинга и экзамена, собеседования по темам исследовательских работ.
Обязательными в технологии изучения темы являются уроки систематизации и обобщения. Заканчивается тема контролем знаний и умений, представлением результатов исследовательской работы.
Работа на уроке не даст желаемых результатов, если она не будет связана с внеклассной и внешкольной исследовательской работой.
Основные формы внешкольной исследовательской работы, используемые в опыте:
научно-познавательные экскурсии, которые носят ознакомительный характер и позволяют детям сориентироваться в выборе дальнейшего направления исследовательской деятельности, например: экскурсия «Комплекс археологических памятников «Татарский Увал» Окуневского археологического микрорайона»;
исследовательские маршруты – пешие, конные, водные, которые помогают выявлять и развивать склонности и способности к исследовательской деятельности, например: водный маршрут по реке Таре «Точка на карте», главная цель которого – исследование состояния памятников истории и культуры Нижнетарского археологического района;
стационарная экспедиция, позволяющая осваивать методологию и методику научно-исследовательской работы, например: участие ребят Петропавловской школы в работе Средне-Иртышской археологической экспедиции Омского государственного университета (т.е. участие школьников в плановых научных экспедициях);
участие в районных, областных научно-практических конференциях, позволяющих представить для обсуждения доклады по результатам научно-исследовательской деятельности учащихся, например: выступления с докладами на областных конференциях НОУ.
Александр РАХНО, учитель истории и исторического краеведения Петропавловской СШ, учитель года Омской области-2004
Комментарии