«Ни один ученик из 18 школ не слыхал вообще об Азии или Европе. А на вопрос, какой главный город в стране, многие отвечали «Итим-Кале», – бьет тревогу в статье «Высокогорные школы Чечни» газета «За коммунистическое просвещение». 30-й год – это год всеобщего обязательного обучения, год борьбы за политехническую школу.
Для просвещенцев страны определены три боевых маршрута: охватить учебой всех подростков, ликвидировать безграмотность взрослых и развернуть поход за качество обучения, не допуская отсева из школ. 1260 тысяч необученных детей, 50 миллионов напрасно затраченных средств – таковы последствия отсева детей из начальной школы в 1929-1930 учебном году.
Кабардино-Балкария, Адыгея первыми из национальных областей идут к сплошной грамотности. Еще один маяк – татарское селение Бондюг, где все умеют читать и писать. Газета выдвигает лозунг: «Ни одного неграмотного пролетария к ХVI партийному съезду». Идет вербовка городских просвещенцев на работу в деревню, так называемая «Мобилизация-2000».
Другая задача – качество обучения. Нарком просвещения А. Бубнов в передовой статье от 12 сентября 33-го года подчеркивает, что «обучение наукам должно обязательно соединяться с производительным трудом и общественной работой». Учительство нередко засоряет свою учебную работу словесностью и книжностью, а надо использовать завод, музей, природу, чтобы содействовать не формальному, а действительно глубокому усвоению учениками наук. Приучать детей к практической работе, использовать для этого пришкольные участки. Мало того, каждый вуз и втуз должен иметь собственную продовольственную базу.
На Всероссийском ректорском совещании прозвучала критика в адрес вузов. Они должны переходить на непрерывный учебный год, непрерывную производственную практику. Необходима реформа высшей школы. Педвузы выпускают учителей для села, не знающих сельхозпроизводства. «Вузом, готовящим безработных», назван МГУ. Учебное заведение подвергнуто критике, ибо все выпускники этнографического отделения истфила оказались на бирже труда. Национальными республиками такие кадры не востребованы.
Под особым контролем – учеба, быт студентов – будущих педагогов. Плохо живется ребятам из Рыбинского и Вологодского педтехникумов. Общежития напоминают постоялый двор, где вместо подушки – полено. Стипендия для батрацкой группы в Вологодском педтехникуме – 17 рублей. Студенты разуты, раздеты, нет учебников. За три месяца из техникума по материальным причинам ушли 54 человека. Из сорока студентов до четвертого курса доходят лишь десять.
Широким фронтом идет наступление на старые аполитичные учебники. После выступления «ЗКП» на тему «Некоторые вопросы преподавания обществоведения в начальной школе» наказаны и руководители облоно, и руководители издательств, выпускающих учебники, не отвечающие современным требованиям.
Газета «ЗКП» берет шефство над созданием новых фильмов для политехнической школы. К примеру, в ноябре 1932 года составлен договор с постановочной группой фильма для начальной школы «Как устроено тело человека». Эту ленту на Ленинградской фабрике снимает режиссер Гаргин (автор научных фильмов «Аборт», «Неврастения»). Интересно, что с первых же шагов наблюдается разнобой в методических установках шефов и постановщиков. После ожесточенных дебатов (о чем откровенно пишет «ЗКП») на заключительном совещании в редакции все-таки найден общий язык. Педагоги московских школ (их пригласили на совещание), шефы и режиссер пришли к согласию. Картина должна содержать только то, что требуется от нее по данному разделу программы. В ней не будет занимательности, украшения «горького корня науки красивыми листочками». Картина из семи киноуроков вскоре была готова.
Надо отметить, что до 30-го года читателями газеты были в основном сельские просвещенцы. Но затем картина меняется. «ЗКП» набирает читателей в городах. В Москве их число в 30-м году возрастает до 10 тысяч. (В 28-м было всего 2987 человек). В Ленинграде соответственно – 5,5 тысячи подписчиков, а было 2770, в Баку – 628 вместо семидесяти. Газета под новым названием востребована в массах. Задача, поставленная перед нею – обеспечить действенную помощь просвещенцу города и деревни в повседневной работе, – успешно выполняется.
Комментарии