Туристический поход – дело серьезное и требует капитальной подготовки. Организация столь ответственного мероприятия, как групповой выезд школьников на поезде, байдарках, велосипедах или еще на каком-либо транспортном средстве, нуждается в пристальном внимании взрослых, которые добровольно и в здравом уме решились взвалить на себя этот тяжкий груз. Педагоги из подмосковного Жуковского Наталия Жарикова и Андрей Тарчевский ответственности не боятся.
Наталия Евгеньевна преподает биологию. Андрей Евгеньевич – учитель физики. Туристская группа под их руководством прошла много дорог, на которых школьники общались с живой природой, изучали флору и фауну родного края, приобретали походные навыки, учились самостоятельности. За семь лет работы накоплен интересный опыт проведения туристических, обучающих (биологическая практика) и дальних экскурсионных походов.
Романтика и ноющие ноги, красоты родной земли и воспитание детей, салки с догонялками и серьезная внеклассная работа – все это есть в походе. Как его организовать, читайте в публикуемом ниже материале. Это готовое к применению методическое пособие. А начнем мы с набора участников путешествия и предпоходной подготовки группы.
Как набрать группу?
Вы думаете, что как только вы предложите детям идти в поход, от желающих не будет отбоя? К сожалению, это не так. Уже много лет мы перед каждым походом вывешиваем в школе объявления-приглашения, а после дальних поездок – интересные фотогазеты. Как вы думаете, сколько новых участников мы набрали за семь лет? Вы не поверите – ни одного! Впрочем, объявления напоминают уже собирающимся ребятам о том, что пора бы принять наконец решение о походе, а директор видит, что работа идет, и радуется этому. Но такой способ не годится для того, чтобы набрать группу школьников в поход.
Недавно городская газета, выходящая пятитысячным тиражом, опубликовала большую статью о нашей работе и приглашение участвовать в поездках. Сколько новых людей обратилось к нам в результате? Опять ни одного. Тем не менее группа школьников в наши походы набирается всегда, но над этим надо работать.
С кем же мы ходим в наши школьные походы? В основном с теми ребятами, которые у нас учатся или когда-то учились. А еще с теми, чьих родителей мы знаем. И набираем участников только через личное общение с ними: на уроках, на переменах, по телефону.
«Если друг оказался вдруг…»
Случается так, что дети получают нужную информацию, а записаться не спешат. Дети говорят, что они не знают, поедут или нет, большого энтузиазма не проявляют, с родителями вопрос не обсуждают и ждут, когда согласятся ехать все их друзья. Что делать? Рассмотрим проблемы и способы их решения.
Идею похода, как и любой товар, надо «продавать» детям. Под словом «продать» мы понимаем вот что: наглядно показать, что предстоящий поход реален для каждого человека. Добиться, чтобы ребенок решил, что это ему нужно, чтобы он готов был найти время (а сегодня еще и деньги) для участия в вашем мероприятии. Это трудоемкая работа. Но от успеха ее зависит, состоится поход или нет.
Папы и мамы
Вторая проблема – родители, которым тоже необходимо «продать» поход. Школьник не может принять решение об участии в походе самостоятельно. Он идет к родителям, и они часто говорят ему: «Нет!». Почему? Родитель новичка не знает о вас почти ничего. Как правило, он не понимает, для чего нужны походы, и не знает того, что написано в этой статье. Иногда встречаются родители, которые очень заботятся о ребенке и хотят оградить его от разных опасностей, заставить заниматься уроками все выходные и все каникулы, посадить его под домашний арест, наказав за что-то. Но мы все же будем исходить из того, что родители – это замечательные люди и у нас с ними одинаковые цели. Просто мы еще не дали им правильную, нужную информацию о том, почему ребенку полезно участвовать в походе, не поинтересовались, какие у них трудности, не помогли их уладить. Вообще родители часто нуждаются в информации, которую школьник не способен донести до них. Поэтому перед большими поездками мы печатаем, размножаем и раздаем рекламную листовку, рассчитанную на родителей.
Когда ребенок хочет в поход и, кажется, нет действительно серьезных причин не отпускать его, должен решительно действовать руководитель похода. Довольно часто ребенка, никогда не бывавшего в походах, родители не отпускают из-за беспокойства о его безопасности и комфорте. Таким папам и мамам надо по телефону или при встрече объяснять, что дети не мерзнут в теплых спальных мешках на теплоизолирующих ковриках, в сухой палатке, которая к тому же надежно защищает от комаров.
Встречаются также родители, ошибочно думающие, что поход – это такое развлекательное мероприятие, и не отпускающие детей в наказание за что-либо. Еще ни один родитель не запретил посещать ребенку школу в наказание за какую-нибудь провинность. Надо убедить их в полезности похода. Многие родители ходят на собрания в школу. Посещайте и вы эти собрания, показывайте фотогазеты, рассказывайте о походах!
Друзья-подруги
Для ребят очень важно, чтобы в поход пошли друзья-подруги (и желательно все сразу). Более двух третей ребят в первую очередь интересуются именно этим обстоятельством. Они готовы подумать об участии, но только в том случае, если уже записались их друзья. Но эти друзья ждут точно того же, и тогда ситуация со сборами заходит в тупик. Иногда удается ее уладить, зная, кто с кем дружит, и беседуя с ними по отдельности, начиная с самых решительных. Например, Оксана не хочет в поход. Причина – не едет Ксюша. Разговор по телефону: «Привет. Ксюша едет. А ты?» – «Да?! Точно едет?» – «Я разговаривал с ее мамой, ее отпускают».
Возможно, сама Ксюша при этом еще колеблется, потому что не знает, едет ли Оксана. И в результате едут обе девушки. Может быть, вы подумали, что они маленькие? Нет, это замечательные девчонки из 9-го класса, прошедшие с нами много дальних дорог.
Существует некоторая критическая масса – число ребят, которые решили идти. Если это количество участников собралось, то, вероятно, многие другие тоже захотят примкнуть, а если нет, то поход под угрозой. Конечно, дети часто спрашивают, сколько человек идет в поход. Не надо говорить, что пока никто не записался. Лучше назвать прогнозируемые данные.
Практика показывает, что многие дети очень плохо передают информацию родителям и необходимо несколько раз спросить каждого ребенка персонально, отпустили ли его в поход. При этом дети выражают полную готовность отправиться в путешествие, но отвечают, что забыли обсудить этот вопрос с родителями. Когда вы сообщаете детям о предстоящей поездке, важно записывать предполагаемых участников, пусть даже и сомневающихся, с их телефонами и указанием той проблемы, которая, по их словам, мешает им поехать, если такая есть. Затем по этому списку приходится вновь и вновь опрашивать ребят до тех пор, пока они не сдадут деньги на дорогу и питание и таким образом определятся со своим участием в походе. Иногда надо обзвонить всех колеблющихся, при необходимости дать всю нужную информацию родителям и уладить те проблемы, которые можно уладить.
Погода. Если, например, сегодня льет дождь, в поход в лес планируется через неделю, собрать народ, как ни странно, будет труднее, чем в солнечный день. Впрочем, бывалых ребят дождем не испугаешь, а новичкам и, как ни странно, некоторым родителям, приходится объяснять, что погода сегодня никак не связана с той погодой, которая будет в нашем походе. За семь лет один только раз мы перенесли поход из-за плохой погоды.
Собираться надо заранее. Конечно, собираться в поход следует, имея достаточный запас времени. Начать рекламу двухдневного похода лучше недели за две, крайний срок – за неделю. Собрать ребят в поход за два дня практически невозможно. Помните, что многим детям требуется время, чтобы решиться поехать куда-нибудь, уговорить родителей. Начинать сборы в дальнюю поездку на каникулы желательно не менее чем за месяц до начала похода.
Что надо сделать руководителю перед общим собранием?
а) Определиться с целями, районом, сроками и стоимостью похода.
б) Собрать участников и при необходимости решить вопросы с родителями.
в) Подготовить снаряжение к выдаче.
Пользуясь составленным списком участников, надо определить количество общественного снаряжения (палатки, котлы и т. д.) и заранее распределить его между участниками похода с учетом равномерности загрузки и физических возможностей ребят. Распределение снаряжения надо отметить в списке. Так же следует подготовить снаряжение к выдаче, то есть проверить его исправность и при необходимости отдать участникам похода для ремонта.
г) Найти и проинструктировать завхоза по питанию.
д) Составить и написать меню на каждый прием пищи в походе и на его основе вместе с завхозом составить список покупаемых продуктов.
е) Назначить точное время сбора в поход, определиться с транспортом, узнать заранее расписания необходимых автобусов, электричек, катеров и т.д.
ж) Подготовить список участников похода с контактными телефонами (оставить место для записей о выданном общественном снаряжении и о сданных деньгах).
з) Подготовить список участников похода, где будет записано, кто какие продукты покупает и сколько денег ему на это выдали.
Организационное собрание
Назначается за 1-3 дня до выхода. Задачи на собрании:
а) Сообщить о целях и маршруте похода. Если поход будет проходить в форме биологической или экологической экспедиции или экскурсии, следует поставить обучающие цели и объяснить ученикам, как они должны будут отчитаться после экскурсии.
б) Если ставится задача уборки территории (экологический поход), надо сразу об этом договориться.
в) Достичь соглашения с ребятами о том, что поход – это совместное исследовательское, познавательное, обучающее и развлекательное мероприятие и мы готовы работать вместе для достижения успеха (ставить палатки, собирать дрова, убирать мусор, готовить еду, мыть посуду).
г) Сообщить точное время и место сбора, дать контактный телефон руководителей.
д) Сообщить о предполагаемом времени возвращения и также указать самый поздний срок выхода с маршрута. (Некоторые родители могут сильно волноваться даже при опоздании группы на 1-2 часа, а такое опоздание порой связано с транспортными задержками).
е) Обязательно надо достичь соглашения по поводу строгого запрета на спиртные напитки и курение во время похода.
ж) В экологических походах не принято употреблять напитки, содержащие искусственные подсластители и консерванты. Многократные наблюдения показали, что дети, дорвавшись до киосков, покупают там разные, мягко сказать, сомнительной съедобности продукты, наиболее вредными из которых являются дешевые лимонады, ничего не содержащие, кроме «химии». Употребление этих напитков в неумеренных количествах на фоне физической нагрузки вполне может привести к отравлению. В нашей практике были даже попытки пить ледяной лимонад на десятиградусном морозе в зимнем походе. Поэтому сейчас в группе действует закон: эти напитки в походе не разрешаются, а если вдруг появятся, то будут вылиты на землю. Дети иногда ворчат, когда пьют вместо сладкой водички несладкую минералку или воду из колодца, но никто не обижается по этому поводу. Приятно, что некоторые дети в результате проведенной работы отказались от употребления этого неполезного питья и дома.
з) В зимнее время надо предупредить, что нельзя пить ледяную воду в походе. Мы рекомендуем брать флягу с горячим чаем и тщательно завертывать ее в запасную теплую куртку или спальный мешок. Часа через три-четыре чай все еще будет теплым, даже в сильный мороз.
и) Нужно также договориться с детьми не брать в лес плейеры и магнитофоны. Плейер все равно возьмут, а если вы не предупредите, то возьмут и магнитофон, и все будут вечером у костра слушать не тишину и таинственные звуки ночного леса, а молодежную «попсу» на полную громкость.
к) Следует сообщить детям о личном снаряжении, которое потребуется в походе, об особенностях погоды.
л) Новичкам желательно выдать готовый список необходимых вещей. Если его продиктовать детям, то информация может не дойти до родителей. Поэтому список надо напечатать и раздать.
м) Надо предупредить детей о том, что послепоходный сбор снаряжения производится сразу по возвращении, и тому, кто брал «общественный» рюкзак, понадобится пакет, чтобы переложить свои вещи. Объяснить, что каждый отвечает за выданное ему снаряжение, сохраняет его до конца похода и потом сдает. Практика показывает, если снаряжение не собрано в день возвращения, этот процесс может продолжаться очень долго, а некоторые общественные вещи пропадут бесследно.
н) Не забудьте собрать деньги (на дорогу, питание, организационные расходы) с тех, кто их еще не сдал.
о) Надо выдать каждому список продуктов, которые он должен купить, и деньги на них. Эту работу выполняет завхоз по питанию, в то время как руководитель раздает снаряжение.
Отметьте в списке сумму, выданную на продукты. Объясните, что продукты должны быть правильно упакованы, например, каждая буханка хлеба – в отдельном пакете, сливочное масло – в твердой коробке, для сахарного песка потребуется банка с крышкой и т. д.
Полезно также объяснить, какие конкретно продукты надо покупать. Так, был случай, когда мальчик вместо риса приобрел более дешевый рисовый продел. Вместо сливочного масла как-то купили маргарин, а вместо сдобных печений – семь килограммов несладких галет и «бетонных» сушек. Со временем выявляются люди, которым можно доверить наиболее сложные покупки. При распределении продуктов надо учитывать индивидуальные особенности человека: так, есть дети, склонные все время садиться на свой рюкзак вне зависимости от того, что в нем лежит. Можно ли доверить им покупать и нести в рюкзаке печенье?
п) Выдайте и запишите общественное снаряжение.
р) Если надо, договоритесь заранее о ремонте общественного снаряжения.
с) Проведите занятие по правильной укладке рюкзака для новичков.
т) Сообщите, что купание в холодной воде дозволяется только при письменном разрешении родителей. («Прошу разрешить купаться в холодной воде моему сыну, Васе Иванову, 01.05.2003. Иванов А.А. Подпись»). Иногда дети, не имеющие записок, просят их усыновить, но мы соглашаемся очень редко.
у) Соберите заранее данные о состоянии здоровья детей. В дальние походы мы собираем записки от родителей: «Мой сын, Вася Иванов, по состоянию здоровья может принимать участие в многодневном турпоходе. Непереносимости медикаментов нет (или есть, тогда надо написать какие). Плавать умеет (не умеет). 01.06.2003. Иванов А.А. Подпись»
Комментарии