search
main
0

В поход – со справочником по физике, или Почему сухие дрова лучше сырых

Мероприятие проводится с учениками 9-11-х классов во время подготовки к походу или во время совершения однодневного похода выходного дня.

Ход мероприятия
Вступительное слово учителя (руководителя группы).
С наступлением теплых летних дней везде и всюду можно увидеть людей с рюкзаками на спине – туристов, любителей активного отдыха на природе. Велика роль туризма для любого человека: помогает укреплять свое здоровье, волю, развивает смелость и выносливость, учит многим полезным практическим навыкам. В туристской группе рождается крепкая дружба. Туризм учит понимать красоту родной природы, разгадать ее тайны. Конечно же, туристический поход – время для проявления ваших способностей, вашей инициативы, самостоятельности и творчества. Во время похода можно не только отдыхать, но и заниматься многими полезными делами, как говорится, совместить полезное с приятным. Сегодня мы с вами постараемся показать, как при совершении туристического похода можно использовать, применять в конкретной обстановке ваши знания по физике.
Далее весь класс делится на семь групп по 2-3 ученика в каждой (в зависимости от количества участников похода): штурманская, хозяйственная, костровая, группа экспериментаторов, метеорологов, биологов и зоологов, группа гидрологов. Учитель выступает в роли руководителя туристической группы, он раздает ученикам карточки с заданиями. Далее группы приступают к выполнению заданий: отвечают на предложенные вопросы, решают задачи, проводят измерения. После того как все выполнят предложенные задания, каждая из групп отчитывается перед остальными: отвечают на 1-2 самых интересных вопроса устно. При этом участники других групп могут дополнять ответ, исправлять ошибки и участвовать в обсуждениях. Листочки с выполненными заданиями сдаются учителю.

Задания штурманской группе
Выбрав маршрут, ваша группа двинулась в путь. Дойдет ли она в назначенный пункт своевременно, не свернет ли она с правильного пути – все зависит от вас, все в ваших руках. Свои отличные знания по географии вам придется совместить со своими успехами в изучении физики – и все будет в порядке! Итак, в путь!
1. По приведенной легенде нарисуйте на карте векторы перемещения группы на каждом этапе и заполните таблицу. (Карта района путешествий прилагается).
Исходным пунктом является мост через р. Андога на северо-востоке д.Сидорово. На первом этапе группа в течение 20 мин. движется по азимуту 1050 и, пройдя 875 м, устраивает небольшой привал на г.Малиновская. Азимут движения группы на втором этапе 1190, скорость движения группы 50 м/мин., время движения 25 мин. Пройдя по мосту через р. Голубая на западе п.Снов, группа направляется для разбивки лагеря к оз. Черное. Азимут движения на этом этапе 150, длина этапа 1625 м, время движения 1 ч. Переночевав на берегу озера, на следующее утро группа выходит в путь. Азимут движения 2500, скорость движения 50 м/мин., пройденный путь 875 м. Пройдя по мосту через р. Голубая, на заключительном этапе туристы движутся в направлении на г. Голая в течение 20 мин. со скоростью 50 м/мин. На каком расстоянии от исходной точки окажется группа после прохождения пятого этапа? Сколько времени нужно группе, чтобы вернуться в исходную точку, двигаясь со скоростью 30
м/мин.?
Результаты ваших вычислений занесите в таблицу:

2. Определение направлений с помощью компаса желательно проводить вдали от железных, стальных предметов. Почему?
3. Если у магнитной стрелки отпилить тот конец, на котором находится северный полюс, то получится ли стрелка с одним только южным полюсом?

Задания хозяйственной группе
Вы в походе – самый важный и самый нужный человек. Каково будет вашим друзьям – тепло, сухо, удобно и легко, – все зависит от ваших способностей. Проверьте, готовы ли вы к этому.
1. Почему опытные туристы берут в поход рюкзак с широкими, а не с узкими лямками?
2. Почему острыми инструментами (топором, ножом, лопатой) значительно легче и удобней пользоваться, чем тупыми?
3. Почему в походах, особенно в горных местах, желательно и нужно иметь при себе солнцезащитные очки?
4. На маршруте вам встретилась топкая болотистая местность. Как вам ее преодолеть?

Задания костровой группе
В походе перед вами стоит непростая задача – обеспечить группу пищей (горячей и вкусной) и теплом. Но без знаний по физике не обойтись и здесь.
1. Почему сырые дрова горят хуже и меньше дают тепла, чем сухие?
2. Почему емкости, в которых готовят пищу, следует нагревать снизу, а не сверху?
3. Если положить один кусок сахара в стакан с холодным чаем, а другой – с горячим, то какой кусок растворится быстрее? Почему?
4. Для приготовления чая вы должны вскипятить 5 литров воды с начальной температурой 200С. Какое количество тепла для этого необходимо? Сколько нужно для этого сжечь сухих дров, если предположить, что на нагревание воды идет 10% выделяющейся во время горения сухих дров теплоты? (Нагревание сосуда не учитывать).

Задание экспериментаторам
Вам в походе предоставляется полная свобода для ваших действий, испытаний и исследований. Не велика беда, что у вас нет с собой всех тех приборов, которые были в кабинете физики. У вас есть самое главное: голова, полная идей, и ваши “золотые” руки, способные смастерить все необходимые приборы из подручных материалов.
1. На каком физическом явлении основано действие термометра?
2. Вам дана пружина и дощечка, куда можно ее подвесить. Используя грузики массой 100 г, изготовьте пружинные весы с ценой деления 0,01 кг. Линейка, карандаш у вас есть.
3. Как с помощью изготовленных вами приборов вы определите плотность куска гранита, найденного вами во время похода?
4. В каких целях можно использовать барометр, который имеется в вашей походной лаборатории? (Не забывайте, что вы способны совершать походы и в горной местности).

Задание метеорологам
Человеку всегда нужно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на его деятельность и самочувствие. Наблюдая природу в ненастье и солнечным днем, в сумерки и ночью, люди отмечали те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетельства народной мудрости.
1. Ниже приведены народные приметы, которые предвещают ясную или пасмурную погоду. Под соответствующим рисунком выпишите номера примет, которые обещают солнечную или пасмурную погоду.
1) Утром стелется туман.
2) Солнце садится в облака.
3) Рыбы выпрыгивают из воды.
4) Дым поднимается кверху.
5) Вечером квакают лягушки.
6) Утренняя роса на траве.
7) Утром нет росы.
8) Муравьи бегут к муравейникам.
9) Паук быстро ткет паутину.
10) Дождевые черви вылезают наружу.
Приметы ясной погоды:
N
Приметы пасмурной погоды:
N
2. Ваш маршрут пролегает по равнине. Утром походный барометр показывал давление 748 мм рт.ст., а к вечеру давление атмосферы стало равным 730 мм рт.ст. Какую погоду можно ожидать в ближайшее время?
3. Существует старинная народная примета: “Лучина трещит и мечет искры – к дождю”. Как объяснить эту примету с точки зрения физики?
4. Какие наблюдения за погодой можно вести в походе? Какие приборы взяли бы вы для этих целей?

Задание гидрологам
Во время проведения походов наверняка любой маршрут проходит около рек, речушек или озер. Найдется занятие и для вас.
1. Как бы вы определили скорость течения воды в реке, на берегу которой остановились? Вам предоставляется право выбора приборов для выполнения задания.
2. Где быстрее течет вода: около берегов или посередине реки? Почему?
3. Укажите, в какой точке находится рыба в воде, если наблюдатель видит ее в точке А.


Задание биологам и зоологам
Родной край раскрывает перед туристами необыкновенную красоту и богатство своей природы. Не приходится скучать и вам, юные любители природы.
1. В листву дерева непрерывно поступает большое количество воды из почвы через корни и ствол дерева. Куда девается эта вода?
2. Почему листья деревьев даже в жаркую погоду на ощупь кажутся прохладными?
3. Сильная жара труднее переносится в болотистых местах, чем в сухих. Почему?
4. Почему животные, обитающие в воде, имеют обтекаемую форму?
5. Вам посчастливилось в походе наблюдать, как волк гонится за зайцем. Заяц за 4 с пробегает 22 м, а волк за 6 с преодолевает 32 м. Догонит ли волк зайца?

Александр СЫМОВ,
учитель физики
Тарханской средней школы
Батыревский район,
Чувашская республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте