search
main
0

В погоне за синей птицей

В подмосковном Троицке конфликтуют вокруг школьного образования

Вы помните знаменитые споры 60-х годов? Кто важнее для страны, физики или лирики? Подмосковный Троицк заложили, конечно же, физики. Одни названия академических институтов, расположенных здесь, об этом говорят. Но построить такой город могли только лирики. Густой подмосковный лес, раздвинув плечи, бережно принял в свои обьятия уютный маленький город с широкими, просторными улицами, залитыми в эти погожие осенние дни солнцем и светом.

Но главные обитатели 32-тысячного Троицка – это, конечно же, дети. Хорошо бы ученым мудрецам-демографам, горестно разводящим руками при виде статистики рождаемости в России, походить по улицам Троицка, каждый пятый житель которого не достиг совершеннолетия.

Для главы городской администрации Владимира Яковлевича Портнова все, что связано с детьми – от рождения до торжественного вручения аттестатов зрелости, – предмет особой заботы, а в последнее время и тревог. Городская администрация финансирует основные и дополнительные услуги всех учебных заведений, все школьники с 1-го по 11-й класс обеспечены бесплатными горячими завтраками. Все молодые специалисты учреждений просвещения получают 30-процентную надбавку к должностному окладу, а тем из педагогов, кто добирается в Троицк из других мест, полностью компенсируется стоимость проезда на общественном транспорте.

Новомодные педагогические веяния и образовательные эксперименты не могли обойти стороной подмосковный город с одним из самых высоких в стране образовательных цензов. Оставим в стороне спор, нужен ли современной школе эксперимент. Несомненно, нужен. Но эксперимент созидательный, а не разрушающий все, что было создано и наработано десятилетиями советской и российской педагогической мысли.

Вот и в Троицк свежие ветры перестройки принесли вполне разумные идеи о совершенствовании системы народного образования.

Тогда-то сплоченный коллектив ученых, представленных в Совете народных депутатов города Троицка, и был разбавлен представителем теперь уже не менее многочисленного отряда работников образования. В состав его вошла директор городской школы-лицея # 3 Татьяна Львовна Олейник.

Женщина целеустремленная и энергичная, Татьяна Львовна сразу же горячо взялась за дело. И прежде всего начала с обустройства своего лицея. Как депутат горсовета пробивала всевозможные льготы, надбавки, дополнительный фонд зарплаты. И когда через год существования лицея в городском отделе народного образования намекнули, что лицей-то открыть, конечно, можно, но главное – поставить учебный процесс на должный уровень, а вот с этим пока и не очень-то клеится, Татьяна Львовна возмутилась: как это так? <> война с городскими властями началась. Скажем одно: за несколько лет в Троицке сменилось четыре (!) руководителя городского образования.

И вот наконец четыре месяца назад Управление народного образования Троицка возглавила Маргарита Валерьевна Черных. Пока М.В.Черных входила в суть работы, отношения ее с директором школы-лицея # 3 не предвещали, казалось бы, ничего тревожного. Но постепенно город опять охватила лихорадка.

Все дело в том, что новая команда руководителей городского образования, проанализировав картину, сложившуюся в Троицке, пришла к малоутешительному выводу: сеть общеобразовательных учреждений города развивается, с одной стороны, узкоспециально, а с другой – становится платной. В небольшом городе, где живут пять тысяч школьников, открыты лицей, две школы-лицея, школа-гимназия, школа с углубленным изучением технического цикла, две полугосударственные-получастные начальные школы <> и <>, реабилитационно-педагогический центр для детей-инвалидов. Стало ясно, что в погоне за новой моделью учебных заведений, своеобразной синей птицей, в городе едва не потеряли массовую общеобразовательную школу.

Поэтому с участием широкого круга практически всех городских педагогов и с учетом мнения родителей городские власти и управление образования тщательно продумали такую программу развития образования в Троицке, чтобы в ней было место для каждого ребенка, независимо от материального состояния родителей.

Тогда же и выявились интересные подробности создания и функционирования некоторых учебных заведений.

Так, у <> отсутствовал договор об аренде, не было разрешения от санитарно-эпидемиологической станции, классные комнаты были практически не оформлены, а мебель не соответствовала росту и возрастным особенностям детей. Не было у школы и лицензии на право ведения образовательной деятельности. Поэтому никого не удивило распоряжение троицкой администрации о закрытии <>, что, кстати, было сделано на основании писем Министерства образования России.

Не лучше обстояли дела и в <>, который также пришлось закрыть. Учебное заведение с красивым иностранным названием также не имело лицензии, причем с первого дня своего существования. Здесь были заведены свои порядки, которые шли вразрез с общепринятыми в российском образовании.

К тому же оба учебных заведения, являясь для детей платными, <> немалую часть скромного городского бюджета, обделяя, таким образом, обычные общеобразовательные школы.

Понятно и другое. Подобные школы, обучая детей по <> планам, в конечном счете нарушают преемственность между начальным и средним звеном любого образовательного учреждения в России.

Надо сказать, что подавляющее число учительских коллективов города встретили решение о закрытии этих школ с пониманием. Не остались без работы учителя, были устроены все дети. Надо сказать, что для педагогов Троицка обсуждение перспективности той или иной модели образования еще в 1993 году привело к решению конференции педагогических работников, которая посчитала целесообразным развивать сеть <> и <>, отказавшись от лицеев и гимназий в чистом виде.

Казалось бы, нет почвы для конфликта. Но он все же возник с директором Т.Л.Олейник. Руководимая ею школа была открыта в 1991 году, а в 1993 году аккредитована как лицей, работает по индивидуальному плану. Энергичный директор всегда добивалась для своего коллектива особых преимуществ, хоть и не является уже депутатом. И преимущества эти были прежде всего материальными. Так, сначала лицею выделяют 10 дополнительных штатных единиц, а в нынешнем учебном году – уже 11. Но этого мало. Т.Л.Олейник требует 34 штатные единицы. В городской администрации разводят руками: извините, не можем, иначе придется остальные школы позакрывать. Извинения не принимаются, начинаются поиски врагов.

Другая проблема, принципиально важная. Как покрывать расходы на обучение детей? В городской администрации резонно считают, что обучение должно быть по карману родителям, а в школах платными могут быть только услуги. Т.Л.Олейник настаивает на элитности своего лицея, необходимости выделения ему особых средств.

При этом вокруг <> лицея возводится крепость, достаточно мощная и укрепленная. Были у крепости и громоотводы в виде влиятельных родителей, чьи дети учились в <> школе на зависть остальным.

Но гром все же грянул и вылился в два выговора, которые и по сей день Т.Л.Олейник считает несправедливыми. Однако причины взысканий самые что ни на есть прозаичные. Поветрие сдавать помещения под увеселительные мероприятия не новое. Но мало кто додумался до того, чтобы сдать под свадьбу… школьные классы. Судя по всему, свадьба была не только веселой (гуляли два дня!), но и хмельной (школьные холодильники были до отказа забиты водкой). Ну а то, что дети остались в эти дни без обязательных завтраков, вероятно, школьное начальство не волновало.

История второго выговора по-своему примечательна. Большой размах педагогических экспериментов требует и больших затрат. Поэтому с родителей начали собирать деньги. Сначала по рублику, по два, а затем суммы стали подниматься до высот, которые многим оказались не по карману. От родителей посыпались жалобы. Когда стали проверять, выяснилось, что в итоге годовые поборы составили не один десяток миллионов. Многие затраты не подтверждались документально.

Конечно, при бедственном положении нашей школы можно было бы, наверное, понять стремление ее работников изыскивать способы пополнения ее бюджета. Школы пользуются сегодня остаточным финансированием, и денег катастрофически не хватает. Но стоит ли забывать при этом, что имеешь дело с такой особой категорией, как дети?

Ведь если в поисках возможности заработать, положим, сдавать помещения школы для гулянок с их обязательными пьянками и мордобоем, ведь так при богатой фантазии можно пойти еще дальше: почему бы не уступить школу в ночное время под дома свиданий, а классы – для встреч с почасовой оплатой. Были бы деньги. Если, конечно, уж самое святое пускать на продажу.

Да и со сбором денег с учащихся тоже давно уже пора решить: осталось ли у нас еще бесплатное образование или мы вконец извели его под корень?

Выговоры сами по себе выглядели для общественности не очень интересно. Тем более, что фигура директора, пробивающей все для себя с мощностью танка и не жалеющей для этого снимать начальников управления одного за другим, не у всех уже вызывала сочувствие. Поэтому в дело был запущен безошибочный аргумент, поднявший моментально с места родителей и учеников: <>.

А дальше дело завертелось с лихорадочностью волчка. Хорошо отработанные приемы, когда на ноги поднимают общественность, гневно обличающую бюрократов. На собрание в мэрию привозятся члены Комитета по культуре и науке Госдумы, известный защитник карабахского и чеченского населения от российской армии депутат Анатолий Шабад, который произносил странные для законодателя речи о том, что нет лицензий, да и не надо, можно, дескать, и без них обойтись.

Так вот страсти и не успокаиваются, а страдающая сторона, как вы уже догадались, – дети. Те самые, за права которых так отчаянно борется Татьяна Львовна Олейник.

Анастасия ТИТКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте