search
main
0

В погоне за Хрустальным пеликаном. «Учитель года» – это труд, бессонные ночи, драйв и новые друзья

5 октября со сцены Государственного Кремлевского дворца прозвучало имя абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». А уже 6 октября героиню дня – преподавателя биологии средней школы №1 города Нурлат Аллу Головенькину – с ликованием встречали в родном регионе. Президент Татарстана Рустам Минниханов присвоил ей почетное звание заслуженного учителя республики, а также вручил учителю года России-2014 ключи от новенького «форда» и сертификат на стажировку в одном из лучших зарубежных образовательных центров.«Это самая высокая оценка всей нашей системы образования, – сказал Рустам Минниханов. – Наше будущее – в образованных и конкурентных людях». Но победе предшествовали нелегкие конкурсные испытания.

30 сентября, сразу после объявления пятнашки лауреатов Всероссийского конкурса, в стенах Московского государственного областного университета состоялась встреча финалистов с министром образования и науки РФ Дмитрием Ливановым. Педагоги говорили о судьбе образования и насущных потребностях школы, делились проблемами и мечтали о собственной кинематографической корпорации.Учителя предложили подкорректировать Закон «Об образовании в РФ», заменив слова «заработная плата» на термин «ставка» там, где речь идет о зарплате учителей и о том, что она должна быть не меньше средней по экономике в регионе. Дело в том, объяснили педагоги, что пока повышение зарплаты зачастую происходит за счет увеличения нагрузки, что негативно сказывается на качестве работы.А тот объем документации, который им приходится заполнять (на это, по словам педагогов, уходит не меньше трех часов в день), лишает учителей времени для общения с учениками, не дает эффективно подготовиться к урокам. Не говоря уже о том, что у них после этого бумаготворчества не хватает сил почитать что-то для души, в том числе любимую, как подчеркнули конкурсанты, «Учительскую газету».На эти сетования Ливанов ответил незамедлительно: министерство уже разработало систему, которая позволит снизить бумажную нагрузку. Но загвоздка заключается в том, что большинство документов, с которыми приходится работать учителям, в школы направляет не федеральное министерство. Они исходят из региональных либо из муниципальных ведомств, притом чаще всего тех, которые занимаются обеспечением безопасности, а не содержанием образовательного процесса.К предложению учителей иностранного языка, ратующих за то, чтобы в школах появился лингвистический выбор, министр отнесся положительно, сказав, что современный век – век коммуникаций, и знание языков позволяет быть более успешным в обществе. Но насильно менять школьную программу непродуктивно, образовательные учреждения к решению вводить помимо английского другие языки должны прийти самостоятельно. И это случается все чаще, полилингвистическую политику ведет уже почти половина всех российских школ.На вопрос, какой он видит школу будущего, министр ответил, что прежде всего это будет та школа, в которой интересно учиться. А на жалобы, что престиж профессии невысок, отметил, что Министерство образования и науки открыто для предложений по созданию имиджевого фильма. Средства на его производство найдутся, главное, чтобы сценарий был гениальным.Разговор продолжался полтора часа и был достаточно откровенным. Не на все свои вопросы учителя получили ответы, но министр много записывал, обещая, что подумает над темами, которые поднимали педагоги. В том числе и над предложением присваивать всем, прошедшим конкурс, более высокую категорию.Второй тур Всероссийского конкурса «Учитель года-2014» начался 1 октября с мастер-классов «пятнашнки» лауреатов.«Если работать по 16 часов в сутки, тебе начинает везти», – сказала на своем мастер-классе учитель немецкого языка из Чувашской Республики Екатерина Владимирова. Она представляла коучинг как технологию для раскрытия потенциала человека. Основная процедура метода – диалог, во время которого человек приходит к важному для себя решению. Таким образом, педагог-лингвист в состоянии задействовать весь класс при общении на иностранном языке.Ее фокус-группа продемонстрировала способы ведения этого диалога – с соседом «по плечу», если парты расставлены в классе традиционно, или визави, если ученики сидят друг против друга. Эффективность метода Екатерины Михайловны в том, что за урок каждый может поговорить на немецком, не ожидая вызова к доске. Коллеги технологию, которую Владимирова позиционировала словами: «», оценили по достоинству.Вообще ко второму туру к конкурсантам пришло осознание, что для них значит эта встреча. Зал Московского государственного областного университета, в котором проходили мастер-классы, облепили стикерами: «Учитель года» – это… познание, труд, усталость, слезы, новые друзья, бессонные ночи, эмоции, драйв, вера, радость, новые идеи». Именно на этом этапе участникам конкурса выдалась возможность показать свои наработки и попробовать поработать в команде. Не только выступая в качестве фокус-группы на представлениях педагогического опыта коллег, но и обсуждая профессиональные проблемы на импровизированном педсовете и защищая образовательные проекты. Эти испытания – новинка конкурса.Выглядело это так. Пятнадцать лауреатов разделили на три группы. Испытание «Педсовет» регулировали модераторы (учителя года-2012 Александр Демахин и Вита Кириченко задавали темы для обсуждения в первой и второй группах, а учитель года-1997 Александр Глозман – в третьей), «Образовательный проект» конкурсанты представляли самостоятельно. Первое испытание было призвано выявить позицию педагогов, второе – то, способны ли они слушать друг друга. В первом случае необходимы были быстрая реакция и острый ум, во втором – коммуникативные способности и умение видеть перспективу. Команды решили проработать разные аспекты образовательного процесса: «Преемственность между школой и вузом», «Повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе», «Система оценки метапредметных результатов в начальном и среднем звене».Оценивало мастер-классы, педсовет и защиту проектов не только Большое жюри. За тем, как проходят испытание лауреаты конкурса, наблюдали, выставляя свои баллы, ученическое и родительское жюри, а также не прошедшие во второй тур конкурсанты.Первопроходцем быть нелегко. Непросто и работать в режиме конкурса. Но люди, которые решаются на участие в нем, нередко говорят, что эта эмо­цио­наль­ная и интеллектуальная встряска была им попросту необходима. Для того чтобы идти в профессии вперед.Утро 3 октября началось с разъездов и пробок. Пятнадцать лауреатов уехали на встречу с Президентом России Владимиром Путиным. А все остальные – участники конкурса, жюри, организаторы – направились в знаменитый Звездный городок.До загородной резиденции руководителя страны Ново-Огарево лауреаты «Учителя года России-2014» доехали не скоро, зато им выпал шанс обсудить с президентом судьбы образования. Говорили целый час. Как и в прошлом году, журналисты присутствовали на встрече только первые несколько минут. Затем они покинули зал, видимо, потому что Владимиру Путину хотелось сделать беседу с учителями свободной и непринужденной. (Стенограмму начала разговора можно найти на сайте Президента России.)Удивительной и познавательной оказалась экскурсия в Звездный городок. Тем, кто попал в этот закрытый город, удалось увидеть и уникальные тренажеры, и знаменитый бассейн невероятной глубины, куда космонавты погружаются в модели космического корабля, и многое другое, что показывают даже не всем туристам.Вечер в Московском государственном областном университете начался с пронзительного, трагического и светлого спектакля «Прелюдия», созданного по мотивам повести Виктора Курочкина «На войне как на войне». Играли в спектакле о Великой Отечественной войне и любви, жизни и смерти старшеклассники сергиево-посадской гимназии имени И.Б.Ольбинского, где работает абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012» Александр Демахин. Александр Александрович – автор инсценировки и режиссер-постановщик спектакля. Сказать, что игра юных актеров понравилась, – значит не сказать ничего. Зрители были тронуты до глубины души и сказали немало теплых слов. А абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-1993» Олег Парамонов даже произнес экспромт:На войне как на войне,Жить нам хочется вдвойне.Когда все вокруг в крови,Есть спасение в любви.И наконец, наступила долгожданная минута объявления пятерки победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». На сцену вышел главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец с большим запечатанным конвертом и признался, что не знает, что в нем. Конверт вскрыт. Итак… в третий тур вышли:Алла ГОЛОВЕНЬКИНА, учитель биологии средней школы №1 города Нурлат Республики Татарстан,Екатерина НОВИКОВА, учитель испанского языка гимназии №1558 имени Росалии де Кастро города Москвы,Денис РОЧЕВ, учитель немецкого языка гатчинской гимназии «Апекс» Ленинградской области,Анна СТЕЛЬМАХОВИЧ, учитель литературы, ОРКСЭ средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской области,Алексей ФОЛОМКИН, учитель ИКТ средней школы села Ягодное Самарской области.Им предстояло принять участие в «Круглом столе образовательных политиков» в Совете Федерации. В думах о последнем испытании победители умчались в гостиницу – готовиться.А остальные получили огромное удовольствие от выступления клуба «Педагог года Подмосковья». Учителя Московской области показали тоже своего рода спектакль – с музыкой, танцами, шутками, касающимися зарплаты и ЕГЭ, стандартов и двоечников. Но вывод был серьезный – учителя любят школу и не уйдут оттуда, несмотря на все трудности.Подмосковные учителя поздравили «Учительскую газету» с юбилеем, ведь именно 3 октября нам исполнилось 90 лет. Вызвали на сцену первого заместителя главного редактора «УГ» Ирину Димову и подарили нашей редакции подарок – чайный сервиз. С намеком… Ведь конкурс проходит в Мытищах, где самая лучшая вода, да и картину «Чаепитие в Мытищах» помнят все.Не верится, что этот день наступил – 4 октября, третий тур и единственный экзамен для пятерки победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014». Утро выдалось холодным, а вот с дорожным трафиком повезло. В Совет Федерации примчались быстро, без пробок. Свободный проезд в центре был специально организован московскими властями…Не каждому везет хоть раз в жизни попасть в зал заседаний Совета Федерации, а уж тем более сидеть на местах, которые занимают сенаторы. Каждый участник конкурса старался найти табличку, где обозначен его регион. У кого-то получилось… Наконец все расселись – жюри, состоящее из конкурсантов, детское и родительское жюри, Большое жюри. Пятерка победителей заняла свои места в президиуме, и сразу стало заметно, что такая честь лишила некоторых из них дара речи… Шестым в президиуме был министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.В зал вошла председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Как гостеприимная хозяйка, она приветствовала всех гостей верхней палаты российского парламента. Валентина Ивановна сказала самые теплые слова об учительской профессии: «Учитель, по сути, ведет каждого из учеников в его будущее, участвует в формировании судьбы». Председатель Совета Федерации считает, что совсем не случайно заключительный тур Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014» проходит именно здесь, ведь в конкурсе участвуют представители почти всех субъектов РФ, так же, как сенаторы представляют интересы всех регионов нашей страны. Валентина Матвиенко пожелала пятерке удачи, а ведущий круглого стола главный редактор «УГ» Петр Положевец поблагодарил Валентину Ивановну за все, что она делала и делает для конкурса.У круглого стола в этом году непростая тема – «Свобода учителя – реальная или виртуальная?». Трудно было ответить даже на базовый вопрос – «Что это такое – свобода учителя?». Анна Стельмахович из Челябинской области считает, что сегодня поле свободы учителя даже слишком широко. Оно ограничено только законом и стандартом. Денис Рочев из Ленинградской области уверен, что учитель должен быть на шаг впереди школьника, поэтому как личность он должен быть свободен. Алла Головенькина из Республики Татарстан определяет свободу как возможность выбора и как баланс между волей и словом.Дмитрий Ливанов высказывался коротко и ясно: «Свободу дать никому нельзя, свободу можно только взять». Был откровенен… На вопрос Петра Положевца, что дал Закон «Об образовании в РФ», Алексей Фоломкин из Самарской области ответил: «Закон задал направление…». А министр признался: «Создал множество проблем…».Конечно, не обошли в разговоре пресловутую проблему бумаготворчества. Москвичка Екатерина Новикова сказала то, что о чем думают большинство ее коллег: «Качество и количество бумаг можно минимизировать»…Подробно о круглом столе мы еще обязательно расскажем на страницах «Учительской газеты».Вот и закончились волнения. Наконец все участники конкурса, и даже пятерка победителей, оказались свободны – во всяком случае, от испытаний «Учителя года России». День был посвящен исследованию Москвы в рамках специально организованной экскурсии. А вечер учителям подарил Департамент образования Москвы. Педагоги побывали в уникальном даже для столицы месте – торгово-выставочном центре «Российский подарок». Здесь собраны народные художественные промыслы со всей нашей огромной страны. Сначала учителей провели по роскошному музею декоративно-прикладного искусства, затем дали возможность приобрести сувениры, да еще со скидкой. Показали мастер-класс по изготовлению куклы. И угостили великолепным ужином.5 октября в Государственном Кремлевском дворце названо имя абсолютного победителя конкурса «Учитель года России-2014». Им стала учитель биологии Алла Головенькина из города Нурлат Республики Татарстан.Конверт с именем абсолютного победителя вскрыли на сцене министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов и председатель Большого жюри конкурса, ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. А награду учителю года России-2014 – Большого Хрустального пеликана – вручила заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.- Конкурсу «Учитель года» четверть века! Начиная с 1991 года с лучшими учителями страны встречались первые лица государства – Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Владимир Путин, Дмитрий Медведев, – сказал во время торжественной церемонии награждения главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. – В этом году Владимир Владимирович также принимал пятнадцать лауреатов конкурса в своей загородной резиденции Ново-Огарево.В юбилейном всероссийском финале конкурса «Учитель года» участвовали педагоги из 81 субъекта Российской Федерации. Средний возраст конкурсантов – 37 лет. Средний педагогический стаж – 14,5 года. Самый молодой участник – Ольга Михайловна Никулина, ей 25 лет. Она преподает русский язык и литературу в Сатинской средней школе Тамбовской области. Среди наших участников 59 имеют высшую категорию. Мужчин почти в три раза меньше, чем женщин, – 21. Среди них больше всего историков – семь человек.Сегодня праздник не только для финалистов конкурса «Учитель года», но и всех педагогов страны. Ведь пятого октября традиционно мы отмечаем День учителя.С этим праздником всех присутствующих поздравляли также известные эстрадные артисты и коллективы. Тамара Гвердцители, Лариса Долина, музыкальный театр «БРАВО», детский хор «Возрождение», Диана Гурцкая и победитель проекта «Русские теноры», актер, композитор Глеб Матвейчук, сводный детский хор «Россия» под руководством Т. Ждановой. Настоящим подарком этого вечера стало выступление звезды мировой оперной сцены, солистки театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы.Оксана РОДИОНОВА, Лора ЗУЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте