Интересно, кто сегодня реально может ответить на вопрос: “Каковыми будут последствия введения нового механизма финансирования детских пособий?” Давайте немного порассуждаем.
Наш город на Неве – один из немногих субъектов Федерации, который не имеет задолженности по выплате детских пособий. Конечно, не надо думать, что от этого каждая петербургская семья живет припеваючи и все дети сыты, накормлены. Проблем у нас достаточно, но это уже другая тема.
Так с чем мы окажемся в ближайшее время, когда начнет действовать новый механизм выплаты пособий? Во-первых, власти станут сокращать количество получателей детских пособий.
Во-вторых, обострятся отношения субъектов Федерации с центром. Новый механизм налоговых отношений, конечно же, скажется на реализации городских экономических программ, на решении социальных проблем Петербурга.
Меры, которые предлагает Госдума, хорошо не продуманы до конца. Уважаемые депутаты Госдумы, вы забыли, что социальная политика основывается не только на принципах адресности, она невозможна без социальных гарантий. О них почему-то все забыли. Теперь нашли новое волшебное слово, с помощью которого хотят решить все социальные проблемы, – адресность.
Я полагаю, что пособия для детей надо рассматривать как одну из гарантий достойной жизни семьи, а не уводить эту тему в проблему адресности. Платить надо всем семьям и, конечно, в другом размере. Сегодня же при всеобщем одобрении мы по сути дела урезаем, уменьшаем количество получателей детских пособий.
Недавно один известный экономист убеждал: да что нам пыжиться, мы бедная страна, а раз бедная, – значит, надо жить по средствам и действовать как в африканских странах. Никаких обещаний и гарантий. Я недавно был в Финляндии – увидел этот “приют убогого чухонца”. Там нет очень бедных и нет мультимиллионеров. Есть нормальное законодательство. Там пособие платят всем – и бедным, и богатым. И семьи, имеющие нескольких детей, могут в принципе жить только на одно это пособие. А мы все друг друга убеждаем, что у нас такое недостижимо, мы страна бедная.
Перераспределение денежных средств – революционная мера. Сегодня она работает на усиление позиций федерального центра, его экономической власти. Центр сегодня изменяет налоговое законодательство, чтобы усилить свои позиции во взаимоотношениях с регионами.
Логика изменения налоговых взаимоотношений понятна. Ведь федеральные министерства в последние годы превратились в некие формальные институты. Ну что это за Министерство образования, если оно не имеет средств, чтобы обеспечить, к примеру, компьютерами сельские школы? Без денег власти не бывает. Поэтому нужны новые ресурсы для осуществления тех или иных властных полномочий.
Создание Федерального фонда компенсаций, изъятие пятнадцати процентов НДС порождает другую проблему. Нормализация выплаты детских пособий будет достигнута за счет сокращения получателей этих пособий. А задолженность не будет ликвидирована вообще. В нашем городе власти могли бы увеличить и число получателей детских пособий, и размеры пособий. Не хочу никого обижать, но почему нужно сильных опускать до уровня слабых?
Почему бы не дать возможности наоборот слабым подтянуться до сильных?
Владимир ЕРЕМЕНКО,
депутат городского Законодательного Собрания
Санкт-Петербург
Комментарии