В нашей школе, как и во всем российском образовании, осуществляется переход на новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования. Одна из его позиций – формирование ИКТ-компетенций младшего школьника.
Начальная школа не может не учитывать тот факт, что первоклассники приходят в школу уже со своим багажом знаний о современных технологиях, о способах хранения, обработки и передачи данных. Конечно, знания их отрывочны и требуют углубления, развития и систематизации.Знакомство со многими инструментами ИКТ в нашей школе начинается на уроках технологии уже в первом триместре первого класса – это запись и извлечение информации, прямой ввод информации в компьютер, фиксация событий. Все основные знания и умения ребята получают в процессе работы над проектом. В начальной школе проектный метод более приемлем, чем традиционный: теоретические знания и практические навыки и умения требуют у младших школьников незамедлительного воплощения в жизнь. Начиная уже с адаптационного периода работа на уроках технологий идет по двум направлениям: изучение графического редактора «ЛогоМиры» и параллельно работа над видеопроектами. Видеопроект стал мощным средством самовыражения, когда ребенок примеряет различные роли: декоратора, художника, режиссера, аниматора, оператора, артиста, монтажера и мастера озвучания, видеоязык, который он осваивает, и опыт деятельности, который он приобретет, станут его бесценным личным багажом.В один из первых дней пребывания детей в школе мы снимаем с ними небольшой видеофильм в жанре интервью. Дети перед видеокамерой отвечают на вопросы. В прошлые годы мы снимали фильмы «Что я люблю?», «Что я умею?», в этом году решили немного изменить формат, фильм наших учеников назывался «Первый класс заводит друзей». Дети появлялись в кадре парами (что для первоклассников значительно проще – не так страшно), каждый должен был представить своего товарища, с которым познакомился несколько дней назад, рассказать что-нибудь интересное о нем, и это достаточно непростая задача для первоклассника. Дети, отработавшие в кадре, подходят к компьютеру, соединенному с видеокамерой, закрепленной на штативе, затем становятся операторами, снимающими своих одноклассников. Ребята очень гордятся своим первым фильмом. Подумать только, они смогли снять фильм на первом уроке информационных технологий! Естественно, фильм мы тут же выкладываем в электронное пространство класса, чтобы родители смогли увидеть результаты работы своих детей.Еще в сентябре мы начинаем работу над следующим видеопроектом, вместе с детьми выбираем какую-нибудь детскую песенку и рисуем к ней иллюстрации на бумаге, из которых потом создадим фильм. Эта работа идет несколько уроков подряд, но тратим мы на нее по 10-15 минут от урока. Эта деятельность привычна для детей, но, обсуждая ее, мы уже говорим о компоновке кадра, его заполненности, размере действующих лиц. Когда рисунки готовы, мы даем детям в руки фотоаппарат, и они снимают свои работы. Конечно, для этого можно использовать и встроенную камеру компьютера, но наш опыт показывает, что при помощи фотоаппарата получаются более качественные снимки. Бывает, что после того как ребенок увидел свой рисунок на экране монитора, у него появляется желание четче прорисовать какие-то линии, добавить новые цвета, и он начинает дорабатывать свой рисунок. Это замечательно, ведь ребенок начинает оценивать и анализировать свою работу! Затем фотографии мы сбрасываем в видеоредактор, накладываем музыку (эту часть работы делает учитель), и первый мульфильм готов. В этом году мы делали фильмы на песни «Чунга-чанга», «Из чего же?», «Песенка про погоду».Следующий фильм, к которому мы приступаем, – анимационный. Анимация – один из наиболее интересных для детей способов работы с изображением, они часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультики, но с не меньшим увлечением дети занимаются и их творением! Секрет состоит в покадровой съемке движения объекта. С компьютером Macintosh и цифровой камерой, закрепленной на штативе, технология создания таких мультфильмов становится доступной для детей уже в первом классе.В этом году, после того как мы рисовали погоду и обсуждали ее, мы задали детям вопрос: «Как можно увидеть ветер?» Ответов на этот вопрос они дали много: воздушный шар, парусник, листья, трава. И тогда мы предложили детям снять анимационный фильм, показывающий, как дует ветер. Каждый ребенок получил задание сделать свой объект для съемки. В ход пошли цветная бумага, картон, пластилин, по мере готовности дети подходили к съемочному столу, обсуждали, что будет в кадре, кто из детей будет кукловодом, а кто – оператором.Освоение технологии создания мультфильма происходит в процессе работы над проектом. Такой фильм хорош для первоклассников тем, что не требует жесткого сценарного плана и большой подготовительной работы, состоит из разрозненных сюжетов, объединенных общей темой. Стоит ли говорить, что такой фильм помогает детям в формировании картины окружающего мира. Работу над видеопроектами мы продолжаем в течение всего учебного года.Второй модуль, по которому идет работа с первых уроков информационных технологий, – изучение графического редактора среды «ЛогоМиры». Уже на первом уроке первоклассники выполняют свой первый проект под названием «Бейдж». К концу первой четверти ребята овладевают графическим инструментарием, знакомятся с черепашками, могут их передвигать, увеличивать, уменьшать, штамповать и одевать в разные формы из меню форм черепашки. Эта часть занятий носит традиционный характер: учитель объясняет и показывает, а ученики выполняют задания или делают небольшие творческие работы. Попытки экспериментировать приветствуются. Во втором триместре начинается работа над первым индивидуальным лого-проектом. Мы никогда не предлагаем детям готовых шаблонов, где надо в определенном месте что-либо дописать или дорисовать, не хочется ограничивать полет их фантазии и ущемлять самостоятельность. Мы считаем, что не нужно делать за детей то, с чем они могут справиться сами. Ребята приобретают опыт в создании папок, именовании – сохранении файла и моделировании на плоскости, первый их проект будет самостоятельным компьютерным творчеством от А до Я.Исходя из тех навыков, которые первоклассники уже приобрели, их житейского опыта и общего развития, мы традиционно выполняем один из двух проектов – «Электронная азбука» или «Сказка про буквы».Этапы работы над проектом «Электронная азбука» – это: обсуждение проекта, просмотр работ прошлых лет; создание варианта странички на бумаге (эскиз); создание личной папки, именование – сохранение файла; импорт форм, создание рисунка; средство звукозаписи системы «ЛогоМиры», запись звука; представление своей работы (защита проекта).Защиту проекта мы проводим обязательно с приглашением гостей. Это очень важно для ребят, так как они всегда хотят продемонстрировать сторонним наблюдателям плоды своего труда. Защита проекта «Электронная азбука» часто объединяется с Праздником Букваря, где проект обнародуется в праздничной обстановке. Иногда мы приглашаем на последний урок работы над проектом родителей, под руководством первоклассников они создают свою страничку к азбуке. Такой вариант защиты особо любим детьми, ведь на этом уроке они выступают в роли консультантов. Кроме того, в такой форме очень хорошо закрепляется пройденный материал.В третьем триместре мы приступаем к изучению клавиатуры. Несколько лет мы искали методический подход к формированию навыков клавиатурного ввода. С первого же урока начинаем работу по созданию бумажной модели клавиатуры (готовую модель стараемся хранить до окончания четвертого класса). На первых занятиях работаем в клавиатурном тренажере, начиная с основного положения рук, среднего ряда, верхнего ряда, расширяя зоны действия всех пальцев. Когда изучены 10-14 букв, мы начинаем знакомиться с текстовым редактором. Дело в том, что работа в клавиатурном тренажере достаточно виртуальна, и ребенок, выполняя задание, не видит результатов своего труда. Текстовый документ мы оформляем как рабочую тетрадь, подписываем число, записываем новые слова. Конечно, в текстовом редакторе первоклассники сталкиваются со сложностями. Буквально на первых же минутах работы встает вопрос: как исправить ошибку? Так начинается освоение навыков редактирования и правил работы в текстовом редакторе. А еще, для того чтобы лучше запомнить клавиатуру, мы с детьми сочиняем стихи. Надо сказать, что это у детей довольно успешно получается. Затем, используя полученные знания, мы снимаем учебный фильм – пособие для изучения клавиатуры по нашим стихам.В проектной деятельности на уроках технологии практикуется индивидуальная, групповая и коллективная работа. Первоклассники приобретают навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи. Практическая деятельность на уроках технологии основывается на материалах других учебных предметов, что приводит к достижению метапредметных и предметных результатов. Объединение материальных и информационных технологий позволяет выстроить линию освоения ИКТ-компетенции в первом классе.Вера ФОМИНА, Елена СОКОЛОВА,учителя технологии школы №853
Комментарии