search
main
0

В первые три года молодые работают за идею

Наталья АНИКЕЕВА, учитель русского языка и литературы школы №1907: – Почему я стала учителем? Я часто задумываюсь над этим вопросом. Профессия учителя, наверное, самая важная. Ведь от того, насколько компетентен педагог, как он относится к своей работе, зависит очень многое, и в первую очередь – становление личности.

Выбор мой для многих казался странным, но только не для моей мамы. Я ученица, абитуриентка «страшных» и «трудных» 90-х годов. Тогда все шли обучаться в высшие учебные заведения, дающие либо экономическое, либо юридическое образование. Но среди моих одноклассников оказалось очень много желающих стать химиками и физиками, правда, психологами и медиками, и, как ни странно, много – учителями самых разных предметов. И, наверное, повлияли на наше решение учителя. Я вспоминаю своих педагогов с теплотой, трепетом и благодарностью, потому что они сумели, научили, показали, что значит человеческие отношения, как их надо поддерживать и сохранять. Я была свидетелем развала пионерской и комсомольской организаций, октябренком побыла лишь несколько месяцев. А что происходило, когда отменили школьную форму! Но нашему классному руководителю удалось сохранить самое главное в нашем коллективе: не было у нас зависти или ненависти, напротив, были теплые отношения. В школу было приятно ходить, общаться, участвовать во внеклассной жизни, оставаться после уроков, готовиться к конкурсам, участвовать в спортивных мероприятиях и даже учиться.

Пришло время, и надо было задуматься, куда пойти учиться. Мама, зная мою любовь и интерес к истории, предложила пойти в педагогический институт на исторический факультет, стала я посещать курсы, но, к сожалению, уже через месяц мы узнали, что бюджетных мест на сто человек осталось около десяти. Тогда помощь решили оказать наши «всемогущие» знакомые, предложив заблаговременно приобрести место в одном вузе, где можно было получить прекрасное экономическое образование. Сдали мои документы туда, родители подзатянули ремешки и окунулись в бесконечное «зарабатывание» денег для обеспечения моего «светлого будущего». И вот тогда-то я точно решила, надо идти не туда, где престижно, а туда, где интересно. Вспомнив свою первую учительницу Перову Нину Васильевну, своего классного руководителя Зайцеву Татьяну Ивановну (учителя истории) и самого своего любимого преподавателя Шам Лилию Павловну (учителя русского языка и литературы), я поняла, что мне надо. Я была уверена, что способна реализоваться именно в этой профессии, что это будет только мой выбор и если я пожалею об этом, то никогда не заставлю чувствовать себя виноватыми своих родителей. Я подала документы в педагогический колледж №3 на филологический факультет по специальности «учитель русского языка и литературы». В этот день стало окончательно понятно, что я способна принять решение сама, а значит, я могу, а главное, хочу донести все, что есть во мне, до других людей, как это сделали мои учителя. Я благополучно сдала вступительные экзамены и стала студенткой педагогического колледжа. Нашим образованием стал руководить Г.А.Кутузов. Самое главное, что удалось этому человеку, это внушить уверенность в то, что наша будущая профессия самая важная и уважаемая. На втором курсе у нас уже была практика в школе, наверное, тогда многие из нас и определились, что наше место в школе. Затем наш колледж поменял статус, стал Московским гуманитарным педагогическим институтом, нас всех «благополучно» отправили на вечернее отделение, а днем мы работали в школе.

Вспоминая первый год работы в школе, хочется покаяться в самонадеянности, в том, что я шла себя показать, а не дать возможность проявить свои способности детям, как глупо я относилась к ученикам, считая, что нет ни одного учебного пособия, которое бы подходило мне для проявления педагогического таланта. А каково было разочарование, когда я начинала понимать и осознавать, что в школе есть такие моменты, как дисциплина, разные интеллектуальные возможности детей, разные характеры, что уважение и любовь детей не достигаются лишь тем, что ты гордо можешь назвать себя учителем. А каково было мое удивление, когда я столкнулась с тем, что у ученика может быть плохое настроение, что он не может понять что-то с первого раза, что он просто не слушает тебя, потому что ему неинтересно. Вот тогда постепенно начало приходить осознание того, что учитель – это не просто человек, который пришел давать знания, а это намного больше. И тогда я решила, буду расти и развиваться вместе со своими пятиклашками, классным руководителем которых стала.

Молодой учитель имеет массу преимуществ в работе с детьми. Например, умение находить общий язык с учащимися, так как начинающий учитель, как правило, еще пока не вынужден задумываться над тем, что место его работы – это место для зарабатывания денег. Его не мучает вопрос, чем кормить семью, поэтому первые педагогические годы – это годы общения, удовольствия, ты окунаешься с головой в работу и получаешь необыкновенное удовлетворение. Ты не задумываешься, сколько получаешь денег за то, что до самого донышка отдаешь себя. Хотя стоит заметить, что молодым учителям, работающим в московских школах, доплачивается определенная сумма как молодым специалистам. Это, кстати, хороший стимул для начинающих. Здоровье тоже пока не подводит, поэтому ты способен свернуть горы, у тебя есть постоянное желание учиться, что-то новое узнавать, осваивать какие-то новые технологии, экспериментировать. Вместе с детьми ты узнаешь много интересного, путешествуя, посещая музеи, бывая на различных экскурсиях. Своей заинтересованностью, энтузиазмом ты заражаешь детей. Их же не обманешь, им интересно тогда, когда это интересно самому учителю.

Молодой учитель учится не только общаться и понимать детей, но и учится учить. Конечно, в начале своей деятельности ты совершаешь массу педагогических и методических ошибок, но самое главное для начинающего учителя – уметь их увидеть, признать, осмыслить и исправить. И здесь основная поддержка и помощь должна прийти от старших коллег, администрации и, как ни странно, от родителей учащихся, с которыми ты работаешь. Мне повезло, люди, которые окружали меня, помогли, подсказали, поддержали. Для любого человека, который начинает работать, большое значение имеет атмосфера, взаимоотношение в коллективе. Я благодарна своему первому директору, завучу, коллегам, что они сделали все, чтобы из меня получился учитель, чтобы я с чистой совестью могла сказать, что я делаю все от меня зависящее. Ведь учитель – это тот человек, который очень много закладывает в развитие личности, учит ребенка ориентироваться в социуме, показывает, как надо добывать информацию и ее анализировать, учит общаться, быть добрым.

К сожалению, в нашем современном обществе очень часто школа вынуждена брать на себя и те функции, которые должны бы были выполнять родители. И основная нагрузка ложится на плечи учителя. Это тяжелый и часто неблагодарный труд, но учитель должен быть человеком сильным, целеустремленным, сочувствующим, твердым. Поэтому, начиная свою работу в качестве классного руководителя, я в первую очередь столкнулась именно с этой проблемой.

Мы привыкли называть таких детей трудными или детьми группы риска, а ведь часто все проблемы идут именно из семьи, и это не дети трудные, а прежде всего их родители. Для начала нужно было добиться того, чтобы мамы и папы посещали родительские собрания. И вот тогда мы вместе с детьми стали придумывать, как это сделать. И первой нашей совместной идеей стало решение написать родителям письмо, которое они смогли бы прочитать на родительском собрании и дать письменный ответ. Уже за две недели до родительского собрания пятиклашки стали каждый день напоминать мамам и папам о том, что их в школе ждет письмо. Я не стану лгать, что у меня была стопроцентная явка, но родителей пришло гораздо больше, чем на предыдущее собрание. Затем я взяла за правило никогда во всеуслышание не говорить о плохих результатах того или иного ученика, старалась сначала найти что-то хорошее и рассказать именно об этом. А для этого пришлось очень активно вести внеклассную работу, так как наши трудные дети очень часто оказываются талантливыми организаторами, художниками-оформителями, детьми, которые знают, как держать молоток и что им делать, певцами, танцорами, актерами. Очень активно мы использовали с детьми и такую форму родительских собраний, как «круглый стол», где все вместе пили чай и рассуждали о жизни школьной, о наших планах, удачах и провалах.

Важным моментом я считала экскурсионную работу, здесь возникали определенные неразрешимые трудности. Дело в том, что бесплатно можно посещать не все музеи, экскурсии, а на платные не все дети могли ходить. В начале моей педагогической деятельности очень часто мы заказывали автобус, который был когда-то бесплатным для школьников, сами готовили информацию о тех местах, куда ехали, или обзванивали знакомых, которые могли по доброте душевной провести экскурсию бесплатно либо по самой малой цене. Но, к сожалению, и это не всегда помогало.

Очень хорошо, что все-таки есть дни, когда все музеи, выставки работают бесплатно. Сейчас очень активно ведется работа по созданию и поддержанию школьных музеев – это тоже хорошее подспорье в решении этой сложной задачи. Хочется отметить, что здесь нам помогло и то, что в школе активно велась внеклассная работа, дети посещали кружок «Краеведение», где организовывалось очень много пеших обзорных экскурсий.

Вторая очень серьезная проблема, которая встала передо мной, – это конфликты на национальной почве. Дело в том, что начинала я работать в школе, где в каждом классе сидели дети разных национальностей, и для многих из них русский язык был вторым. Эта проблема особенно волновала меня и как классного руководителя, и как учителя-предметника. Но решением этой проблемы занимались все участники образовательного процесса, начиная с директора и заканчивая родителями.

В нашей школе был придуман замечательный праздник – День национальностей. Главной нашей идеей стало то, чтобы сформировать в детях умение понимать, уважать культуру разных народов. Сейчас очень активно ведется работа по формированию толерантности у школьников, и мы нашли решение, которое процентов на 70 решило эту задачу. В конце учебного года проходила жеребьевка, где мы определяли, кто какую страну будет представлять. Например, мой класс в разное время представлял культуру Таджикистана, Чеченской Республики, Албании. Было разработано положение. Работа велась на протяжении полугода. Каждый класс собирал информацию и затем ее презентовал. На выходе мы должны были представить газету, в которой были обязательные рубрики, а также допускались и произвольные, в зависимости от желания и творческих возможностей класса. Затем мы готовили выставку, на которой представляли предметы обихода, быта. Особенную ценность представляли поделки. Следующим обязательным моментом являлась презентация на сцене. Для того чтобы получить высший балл, надо было представить гимн страны, язык, какой-нибудь литературный памятник (сценку, чтение стихотворения), национальный танец, музыкальное сопровождение, костюмы или элементы костюма. Сразу вставал вопрос, где это все взять. Первый шаг – обращение в посольство. Не все помогали, но если соглашались на сотрудничество, то дети ездили к ним в гости, а они приезжали к нам в школу на презентацию их страны. Бывали случаи, когда посольства способствовали тому, что предоставляли во временное пользование костюмы, ставили танцы. Но в основном приходилось обходиться своими силами. Вот тут включались в процесс подготовки все. Когда мои дети уже учились в одиннадцатом классе, мы представляли Албанию. Силами детей были сшиты костюмы, сами учащиеся поставили танец, поскольку с албанским представительством мы не смогли связаться, на выставке у нас были представлены в основном поделки. В момент подготовки все проявили свои таланты: кто-то шил, кто-то лепил, кто-то танцевал, кто-то готовил газету, кто-то презентацию, кто-то выступал на сцене. И последний этап – это свободный концерт лучших номеров, куда обязательно приглашались родители, чтобы увидеть результат своих трудов и трудов своих детей. А затем ярмарка национальной кухни, главное условие – готовить блюда по рецептам той страны, которую представляешь.

Я подробно остановилась на этом моменте в работе с детьми, так как сейчас очень остро стоит вопрос о том, как обеспечить безопасность и стабильность в многонациональных коллективах. Я точно знаю, что сами по себе они не возникают, их нужно формировать и оберегать. Очень важно и сложно поддерживать мир и согласие в школе и классах, но есть способы и возможности обеспечить безопасность и уменьшить количество конфликтных ситуаций.

Существуют различные методики, которые способствуют формированию эффективного поведения в условиях конфликта. Все это очень хорошо влияет на школьников, с которыми я работаю. Во-первых, существуют различные тренинги, где учащимся предлагается представиться, рассказать о своих интересах. Ситуационно-ролевые игры – дети с особым интересом участвуют в таких мероприятиях. Тематические классные часы, например «Что значит быть патриотом?», «Для чего нужно знать национальный язык», «Знаем ли мы свою национальную культуру» и так далее. Очень интересно использовать театральные постановки. В 2007 году наша школа тесно сотрудничала с английским посольством, там проходил семинар, тема которого затрагивала такие вопросы, как разрешать конфликты и формировать толерантность. Приезжали актеры, которые работают со школьниками разных стран, они активно используют театральные постановки, в которых могут участвовать люди, говорящие на разных языках. Нам показали различные методы, как можно найти общий язык между совершенно разными людьми, различными культурами, вероисповеданиями. Я это все пробовала в работе с детьми – дает положительные результаты.

Еще положительный опыт работы я получила от общения с немецкой группой учителей и психологов. Они также обозначили, что одна из главных проблем, которая стоит перед ними, – это взаимоотношение между учащимися разных национальностей, а также вопрос обучения детей на языке, который для них не родной. Я несколько лет работала в классе, где насчитывалось более десяти национальностей. Сложнее всего в таком классе было работать именно учителю русского языка. Пришлось перечитать много литературы, узнать, как же преподают русский язык для иностранцев. Много времени уходило на разработку конспектов, так как надо было учитывать все особенности преподавания в таком классе. Во время семинара в нашей школе с этими детьми мы давали открытый урок по русскому языку, где демонстрировали те находки, методы, которые помогали нам осваивать русский язык.

Еще одним важным моментом в работе с такими классами является сотрудничество с психологами школы, а также сейчас организуется много различных курсов, которые могут помочь учителям.

Сейчас в школах очень активно используются различные инновационные технологии, которые способствуют и повышению качества обучения, и формированию толерантности, и работе с одаренными детьми, и формированию мотивации и заинтересованности учащихся, и возможности самореализации учащихся. Я бы хотела сказать, с какими технологиями я уже успела ознакомиться и достичь каких-то результатов. Во-первых, технология деятельностного метода обучения, конечно, чаще данную технологию используют учителя математики, но некоторые элементы, этапы я активно применяю на уроках русского языка, например, открытие новых знаний и, конечно же, рефлексию. Данная технология позволяет научить детей добывать новые знания самостоятельно. Конечно же, это метод проектов. Очень интересная работа велась филологами нашей школы, где мы готовили большой общешкольный проект по истории России, как развивалась Россия на протяжении нескольких столетий, а также что происходило в это время в Европе. Первый год мы исследовали ХVII век, затем первую половину ХVIII века и так далее. В 2008 году я со своей ученицей участвовала в конкурсе «Первые шаги», где мы стали лауреатами 2-й степени. За восемь лет работы с учениками было исследовано много интересных тем, вопросов, мы научились создавать не рефераты, а исследовательские работы, а ведь это так важно в наше время, потому что мы должны детей научить добывать информацию, а также работать с ней, анализировать, уметь презентовать свою работу. И, конечно же, не один проект не обходится без освоения мультимедийных и информационных технологий.

В 2008 году в сентябре я перешла в другую школу, где ознакомились еще с одной технологией обучения детей русскому языку, это технология достижения прогнозируемых результатов. Сейчас я очень активно использую полученные знания на уроках, и это дает свои положительные результаты.

Проработав в школе 8 лет, я точно знаю, что не жалею о выбранной профессии, так как моя работа меня заставляет все время двигаться вперед, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности. В школе я научилась петь, танцевать, выступать на публике, забивать гвозди, научилась терпеть, сопереживать, получать удовлетворение от хорошо сделанной работы, быть добрее к людям, понимать и не замечать некоторые недостатки. Школа – это не только место, где я учу, но и то, где я учусь. И очень хочется надеяться, что когда-нибудь мой ученик, выбирая будущую профессию, вспомнит обо мне и решит стать учителем.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте