search
main
0

В первом классе нестрашно

Условия успешной адаптации

Для большинства детей начало обучения в школе во многих отношениях представляет собой стрессовую ситуацию, так как оно ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новый, усложненный круг требований к психической деятельности: необходимость длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

Первый учитель – важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. На родительских собраниях нами рассматриваются проблемы, связанные с поступлением ребенка в школу: происходит детальное знакомство родителей будущих первоклассников с организацией учебного дня ребенка, режимом, с образовательной программой, особенностями адаптационного периода, показателями адаптации к обучению в школе. Родителям хорошо бы сразу установить контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел. По моему мнению, первое условие школьного успеха – самоценность ребенка для его родителей, обязательное проявление интереса родителями к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, создание благоприятного психологического климата в семье. В итоге, чем больше взрослые оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее проходит адаптация к школе.

Ребенок в школе должен адаптироваться не только к организационной стороне школьной жизни, не только к своей новой социальной роли, но прежде всего к особенностям усвоения знаний в условиях урока. Урок характеризуется определенным типом организации учебного процесса, когда учитель строго ограничен временем, учебной программой и в большей степени вынужден ориентироваться на класс в целом, чем на настроение и состояние отдельного ученика, на его готовность воспринять и понять изучаемый материал. В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, необходимо предоставить каждому возможность работать в присущем ему темпе. Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечива­ющих успешность обучения, диктует необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разной доли участия учителя в их выполнении.

Следует не забывать, что 1‑й класс – это период перехода от игровой деятельности к учебной. Оба вида деятельности сосуществуют весь год. И в отличие от более старших классов игра здесь не просто развлечение и отдых, а способ жизнедеятельности.

Психологическая готовность ребенка к школе, благоприятное социальное окружение учащегося, правильная организация учебного процесса в 1‑м классе – режим дня, смена видов деятельности, непродолжительность отдельных видов работы, чередование периодов двигательной активности и периодов сосредоточенной работы, смена игр и учебной работы, то есть ритм организации школьного времени, – вот необходимые условия сохранения психического и физического здоровья детей и важные факторы успешной адаптации первоклассников к школе. Основная цель учителя всегда и при любых обстоятельствах остается неизменной: все ученики должны получить глубокие и прочные знания, быть всесторонне развитыми и хорошо воспитанными. При этом каждый школьник должен иметь возможность развиваться в соответствии со своими склонностями и способностями, полностью реализуя свой природный потенциал.

Екатерина СТЕПАНОВА, учитель начальных классов школы №354 имени Д.М.Карбышева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте