search
main
0

В парадигме связи времен

Учить и воспитывать – это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли.

Евгений Ильин

 

В вопросах формирования человеческой личности отечественная наука центральным фактором считает воспитание. Западные ученые больше склонны считать приоритетом факторы биологические, прежде всего генетическую предрасположенность. Известный отечественный генетик Н.П.Дубинин писал, что личность и ее мировоззрение формируется в первую очередь под влиянием социальных факторов, среди которых первенство за воспитанием.

Личность дошкольника формируется под воздействием окружающих его взрослых, которые целенаправленно или подсознательно передают ему знания, способы мышления и адаптации к окружающему миру, отношение к реальности. Так как они тоже впитали это от своих предков, можно рассматривать этот процесс в парадигме связи времен.

Понятие «связь времен» включает в себя отсутствие забвения культурного и духовного прошлого. В него вкладывают понимание того, что мировая история определяет и объясняет настоящее. Опыт прошлых поколений, запечатленный в делах, созиданиях, документах, а также взглядах на жизнь и отношение к ней потомков, – в философском смысле база, на которой формируется сегодняшняя реальность. Настоящее тесно связано с прошлым, опора на которое – это способ избежать ошибок, накопить знания, двигаться вперед и менять мир к лучшему.

Недаром сохранение исторической памяти Президент России В.В.Путин считает задачей государственной важности. Эту мысль он повторил и в Послании Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года: «Очень важно, чтобы для молодых людей ориентиром в жизни служили судьбы и победы наших выдающихся предков и, конечно, современников, их любовь к Родине, стремление внести личный вклад в ее развитие».

Российский политолог, политтехнолог и философ Олег Матвейчев обозначает разрыв поколенческих связей как одну из технологий, направленных на оболванивание молодежи, развитие у нее клипового, а не причинно-следственного мышления, и одну из основных угроз России в современных условиях.

Россия сегодня, как ни прискорбно, не в состоянии похвастаться межпоколенческой гармонией. Тем не менее в настоящее время в проблеме связи времен противоречия не достигли своего пика, и их еще возможно моделировать при условии эффективной и творческой работы в данном направлении государственных структур, в первую очередь целостного подхода к этому вопросу в рамках образовательной системы.

Дошкольная ступень образования как начальная в общей системе вместе с семьями воспитанников вносит основной вклад в дело формирования личности детей, формируя их отношение к окружающему миру, мировоззренческую позицию в целом.

Социально-коммуникативное развитие в данной парадигме имеет целью формирование нравственных основ личности ребенка посредством воспитания уважения к старшим, патриотизма, созидательного отношения к действительности, трудового и правового воспитания, формирования ценностного отношения к основным приоритетам российского общества.

Познавательное развитие подразумевает формирование у воспитанников целостной картины мира с пониманием общих тенденций эволюции в природе, истории, общественных отношениях. Фундамент такого развития дошкольников составляет элементарное знание истории на основе народных праздников и традиций, трудовой деятельности в разные исторические периоды и отражение их в искусстве (народные промыслы, праздники).

Речевое развитие имеет целью формирование речи как средства общения на основе народных песен, закличек, потешек, прибауток, пословиц и поговорок, народных сказок, поздравлений к праздникам, чтения смыслообразующих произведений различных жанров с транслированием важности связи времен.

Художественно-эстетическое развитие формирует позитивное отношение к тому, что оставлено предками, стремление к созиданию нового с опорой на опыт поколений и развитое чувство прекрасного, которое в немалой степени опирается на знание и эмоционально взвешенную оценку исторического художественного наследия.
Физическое развитие ориентировано на формирование здоровой и гармонично развитой личности дошкольников, которые ценят, берегут и приумножают здоровье свое и окружающих.

Содержание деятельности отражается в событиях и в рамках тематических недель. Все направления и темы являются ориентиром не только для педагогов, но и для родителей наших воспитанников, которые находятся в постоянном взаимодействии с педагогами по разным вопросам и абсолютно солидарны в оценке значимости воспитания в духе связи времен.

Таким образом, в нашей образовательной организации ведется планомерная и целенаправленная работа по формированию целостной личности каждого ребенка-дошкольника – нашего воспитанника – на основе опоры на связь времен, преемственность опыта и знаний предыдущих поколений.

Елена ИВАНОВА, старший воспитатель школы №853

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте