В Лос-Анджелесе прошла 93‑я церемония вручения наград Американской киноакадемии. Церемония стала первым постковидным вручением наград не онлайн, а вживую. Зрители ждали от нее ярких эмоций, но ожидания эти, отмечают критики, оправдались лишь отчасти. Шоу, по мнению сопричастных, выдалось одним из самых скучных в истории кинопремии. Но, возможно, и самым интеллектуальным, поскольку заветные призы получили непростые ленты, которые не развлекают, а ставят проблемы, решения которых в современном обществе пока так и не найдено. Кинокритики отмечают, что проблемы эти касаются нередко только Америки, оттого не все фильмы имели прокатную судьбу в России. Прошлый год для киноиндустрии был болезненным, на этот раз в числе номинантов оказалось много картин от стриминговых платформ: Netflix, Amazon и Disney собрали 62 номинации.
В ожидании церемонии
Награждение перенесли почти на два месяца – с 28 февраля на 25 апреля из-за пандемии. Возможно, нарастание ожиданий и особой зрелищности было связано как раз с тем, что зрители и участники ждали не только церемонии, но и настоящего яркого праздника. Между тем организаторы события решали иные задачи. Самую престижную кинопремию мира в этот раз вручали не в кинотеатре Dolby, как это было раньше, а в здании железнодорожного вокзала Лос-Анджелеса «Юнион Стэйшн».
Кстати, без Zoom-включений и предварительно записанных музыкальных выступлений не обошлось. Организаторы постарались выдержать формат фильма при съемке и монтаже проходящей церемонии. По ощущениям, все-таки трансляции не хватало ярких акцентов и динамики. Ведущими шоу стали Брэд Питт и Зендея. Награды победителям раздали Холли Берри, Хоакин Феникс, Лора Дерн, Харрисон Форд, Рене Зеллвегер. Традиционно номинантам выделяют на речь 45 секунд, однако в этом году им разрешили рассказать свою историю. Продюсеры шоу решили одарить его «собственным голосом», то есть изюминкой.
Зона безопасности?
Не все номинанты смогли приехать в Америку. Для тех, кого ситуация вынудила отказаться от долгого перелета, организовали несколько площадок в Париже и Лондоне. Пространство для гостей разделили на несколько зон, чтобы легче было соблюдать социальную дистанцию.
Организаторы постарались сделать так, чтобы церемония была безопасной для участников. Но во время трансляции в прямом эфире было видно, что многие из участников церемонии не надели маски. К микрофону для произнесения речи они выходили в великолепных костюмах и платьях, но без масок и, естественно, перчаток.
Коротко о победителях
Фильм «Земля кочевников» получил «Оскара» как лучший фильм, а его режиссер Хлоя Чжао награждена золотой статуэткой за лучшую режиссуру. Она стала первой представляющей в США расовые меньшинства женщиной, получившей «Оскара» за лучшую режиссуру, и всего лишь второй в истории женщиной – обладательницей статуэтки как лучший режиссер. Первой была Кэтрин Бигелоу, получившая в 2009 году эту награду за фильм «Повелитель бури».
«Земля кочевников» – это история овдовевшей женщины, которая путешествует и живет в фургоне. Сыгравшая главную героиню Фрэнсис Макдорманд получила «Оскара» за лучшую женскую роль. Актриса уже в третий раз получила эту награду киноакадемии. В этой номинации за всю историю премии преуспела больше только Кэтрин Хепберн. Макдорманд также выступила одним из продюсеров картины, которая собрала главные награды киноакадемии, став триумфатором церемонии этого года.
«Оскара» за лучшую мужскую роль получил 83‑летний Энтони Хопкинс, сыгравший страдающего деменцией героя в фильме «Отец». Сэр Энтони Хопкинс стал самым пожилым актером в истории кинопремии, получившим «Оскара» за главную роль. Роль актера в этой ленте уже назвали мастер-классом по актерской игре. Конкуренция в номинации, отмечают кинокритики, была неслабая. На награду также претендовал Чедвик Боузман («Ма Рейни: мать блюза»), который бы получил ее посмертно. Энтони Хопкинс на церемонии не присутствовал, награду от его имени получил Хоакин Феникс.
Добавили красок и настроения
Несмотря на то что сама церемония прошла довольно ровно и даже скучно, не обошлось без сюрпризов. Так, победителя в категории «Лучший фильм» неожиданно объявили раньше, чем лучших актеров.
Зрителей удивила 74‑летняя Гленн Клоуз, исполнившая тверк. Актриса принимала участие в конкурсе «Угадай мелодию» – гостям церемонии предлагалось угадать песню и сказать, номинировалась ли она на «Оскар». Клоуз по первым нотам вычислила композицию Da Butt фанк-группы Experience Unlimited, звучавшую в фильме Спайка Ли «Школьные годы чудесные». Теперь в соцсетях шутят, что Гленн Клоуз исполненным танцем выиграла «Оскара» за лучший короткометражный фильм.
Дэниэл Калуя получил «Оскара» за лучшую роль второго плана в фильме «Иуда и черный мессия» и со сцены поблагодарил родителей, что они занялись сексом и родили его.
Ярким моментом церемонии стало награждение корейской актрисы Юн Ё-джон, которая получила «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана в «Минари». Она вышла на сцену и сразу же обратилась к продюсеру фильма Брэду Питту: «Мистер Брэд Питт, наконец-то мы встретились. Где же вы были, когда мы были на съемках?»
Сам Питт не сдерживал слез, слушая речь первой кореянки, получившей «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана. Актриса сказала: «Я не верю в конкуренцию. Мы победители в разных фильмах, мы играли разные роли, поэтому не можем соревноваться друг с другом. Сегодня я здесь, потому что мне немного повезло, мне повезло больше, чем вам».
Какое будущее ждет «Оскара»?
Темнокожие актеры не получили «Оскаров» ни за лучшую мужскую, ни за лучшую женскую роль, хотя, по крайней мере в первом случае, фаворитом был афроамериканец Чедвик Боузман. Среди претендентов на «Оскар» за лучшую женскую роль из пяти номинанток темнокожими были две – Виола Дэвис и Андра Дэй. Таким образом, награды в обеих категориях могли бы достаться темнокожим.
Голливуд все больше внимания уделяет тому, чтобы кино отражало, насколько общество в США разнообразно. С 2024 года при отборе номинантов на «Оскар» вступят в силу новые правила, которые будут требовать присутствия в фильмах определенного числа представителей меньшинств.
Победители «Оскара»-2021
Лучший фильм – «Земля кочевников».
Лучший режиссер – Хлоя Чжао («Земля кочевников»).
Лучшая актриса – Фрэнсис Макдорманд («Земля кочевников»).
Лучший актер – Энтони Хопкинс («Отец»).
Лучшая актриса второго плана – Юн Ё-джон («Минари»).
Лучший актер второго плана – Дэниэл Калуя («Иуда и черный мессия»).
Лучший оригинальный сценарий – «Девушка, подающая надежды».
Лучший адаптированный сценарий – «Отец».
Лучший оператор – Эрик Мессершмидт («Манк»).
Лучшая оригинальная песня – Fight for you («Иуда и черный мессия»).
Лучший анимационный фильм – «Душа».
Лучший иностранный художественный фильм – «Еще по одной».
Лучшие костюмы – «Ма Рейни: мать блюза».
Лучший грим и прически – «Ма Рейни: мать блюза».
Лучшие визуальные эффекты – «Довод».
Лучший короткометражный игровой фильм – «Два далеких незнакомца».
Лучший документальный фильм – «Мой учитель-осьминог».
Спецприз Jean Hersholt Humanitarian Award – благотворительный фонд Motion Picture & Television Fund и режиссер и продюсер Тайлер Перри.
Выбор редакции
Лента «Земля кочевников» Хлои Чжао уже переведена на русский и вышла в прокат. Драма рассказывает о женщине, потерявшей мужа, пережившей банкротство. Она отправляется странствовать по дорогам Америки в собственном фургоне, купленном на последние сбережения.
Зритель узнает, что людей, которые лишились всего, пережив финансовое банкротство, в США десятки тысяч. Ферн в исполнении одной из лучших актрис Америки Фрэнсис Макдорманд – представитель класса простых американцев, оказавшихся на дороге по воле обстоятельств. Несмотря на пережитое, она остается верна себе и не теряет то человеческое, что легко можно утратить, оторвавшись от дома, единственно близкого человека и постоянной работы.
Фильм вызывает разные эмоции и оценки у тех, кто его посмотрел. Одни говорят, что грустнее этой ленты давно ничего не видели. Другие, и я вместе с ними, в главной героине разглядели сильную личность, которая не ищет быстрых решений. Она не остается жить на ферме с мужчиной, готовым взять ее если не в законные жены, то в спутницы жизни. В доме сестры, в котором Ферн взрослела, откуда уехала с будущим мужем в моногородок на окраину страны, она тоже не остается, вызывая сочувствие вместе с негодованием у человека, ближе которого по крови у нее нет.
Героиня не ищет мгновенных решений, живет сложно, размеренно, временами отважно и печально, выбирая дорогу в главные спутницы. Семьей ей становятся такие же друзья-странники. На время они образуют коммуны-города, в которых можно общаться, сидеть у костра, делиться мыслями и быть принятым, не осужденным за то, что выбрал такой образ жизни. Эти временные передышки – отдых перед новой дорогой, путешествием к сезонной работе – только она принесет необходимый для скромной жизни доход.
Ферн не стремится получать пенсию, она считает себя крепкой и сильной для любой работы – упаковщицей ли товаров в интернет-магазине «Амазон», смотрительницей ли парка или помощницей в кафе быстрого питания. Таскать грузы, присматривать за порядком, мыть туалеты, готовить еду – она может и, кажется, продолжит это делать, чтобы обеспечить себя и тем самым гарантировать свободу и независимость.
Ее можно жалеть, не понимать, удивляться ее выбору и восхищаться, но не уважать ее нельзя. Такая она, героиня фильма и, возможно, Америки, пережившей в 2008 году экономический кризис, в наше время пандемию – периоды катастрофического обнищания населения.
При этом Ферн не жертва обстоятельств, а человек, ищущий стабильность внутри себя, проживающий собственную жизнь в сложных обстоятельствах, при которых она надеется на себя и учится тому, как заботиться о себе и о том немногом, что у нее есть, – о дорогих сердцу вещах, небольшом фургоне, собственной истории, которая умещается в ее жилище на колесах.
Фильм снят тонко: детали, неспешный ритм, неброские пейзажи тех мест, куда попадает Ферн. Все это создает атмосферу, в которой нет ничего второстепенного. Есть главная героиня, ее попутчики и вставшие перед ними вопросы – вечные вопросы о жизни, смерти, свободе, независимости, автономности от государства, не сумевшего ничего гарантировать и уберечь от финансового краха.
Кочевников, путешествующих по собственной стране и не уезжающих из нее в поисках более счастливой жизни, некоторые критики уже назвали тихой оппозицией Америки, которая отказывается интегрироваться в общество успешных и благополучных, предпочитая ночевки на парковке и вероятность того, что в дверь фургона могут постучать. В Америке запрещено ночевать в машине на парковке. Это значит, что в любое время тебя могут попросить покинуть облюбованное для ночлега место. Стук в окно или дверь, и ты должен вновь пуститься в путь, чтобы отыскать место для отдыха, покорить десятки или сотни миль под жарким солнцем или по обледеневшей от холода и снега трассе… Ферн продолжает этот путь.
Фильм Хлои Чжао стал ее триумфом на фестивалях в Венеции и Торонто, выиграл два «Золотых глобуса» – за лучшую режиссуру и лучший фильм, – и по праву лента стала фаворитом «Оскара».
Комментарии