Работаю учителем математики в новошахтинской общеобразовательной школе-интернате с 1993 года. Имея многолетний стаж работы, могу говорить о насущных проблемах школы открыто и честно. В следующем году учебному заведению исполняется шестьдесят лет. За этот период оно уже пережило несколько реорганизаций. И вот на горизонте очередная встряска.
Изначально здесь обучали и воспитывали детей, родители которых работали по вахтовому договору далеко от дома. С 1966 по 1993 год школа имела статус трудовой политехнической школы-интерната с производственным обучением. Ее прикрепили к расположенной неподалеку швейной фабрике, и выпускники регулярно пополняли персонал предприятия. Потом новошахтинская школа-интернат №33 стала основным муниципальным образовательным учреждением. Основной контингент – ребята из неблагополучных и неполных семей. Еще сюда принимали детей рабочих швейной фабрики. Очень часто это были недолюбленные родителями мальчики и девочки, которых требовалось окружить теплом, любовью, заботой. И коллектив профессионалов справлялся с этой задачей. Однако не секрет, что некоторые наши выпускники, да и жители города нередко называли школу «зона 33». Действительно, из-за обособленности учреждения педагоги и школьники практически не принимали участия в городских мероприятиях и конкурсах. Помню о своей попытке подать заявку на одаренного воспитанника нашей школы для участия в городской олимпиаде по математике. «Какие в интернате олимпиадники?!» – услышала я от организаторов. Эта реплика просто обескуражила меня.
Все это, конечно, препятствовало социализации воспитанников нашей школы. Казалось, что поднять престиж школы невозможно. Но мы не теряли надежды. Наконец в 2003 году новошахтинская школа-интернат №33 перешла в ведомство Министерства образования Ростовской области и стала областным государственным образовательным учреждением. Это был расцвет школы.
Улучшилось финансирование, значительно пополнилась материально-техническая база. В школу все чаще стали поступать дети из полных и многодетных семей. Родители знали, что в школе-интернате работают опытные профессионалы высокого класса. Это порядочные, спокойные, терпеливые педагоги. Немаловажную роль играл и надежный присмотр за детьми.
Если ранее отличников мы выпускали редко, то теперь, когда в школе появились мотивированные ученики, мы стали смелее заявлять о себе. В 2008 году открылся 10‑й класс и мы получили статус общеобразовательной школы-интерната. Серьезные достижения школы не заставили себя ждать. Появились среди ребят призеры и победители различных этапов Всероссийской олимпиады школьников, детских спортивных соревнований, первые за всю историю школы медалисты.
Начиная с 2013 года трижды новошахтинская школа-интернат входила в тройку лучших государственных образовательных учреждений. Это был результат кропотливой работы всего коллектива. Активно внедрялись в образовательный процесс инновационные технологии, функционировало единое информационное пространство, большое внимание уделялось вопросам формирования информационной грамотности всех участников образовательного процесса.
Результатом внедрения современных образовательных технологий стало повышение качества образования школьников. Школа-интернат была включена в пилотный проект по здоровьесбережению в образовательных учреждениях Ростовской области. Проект был направлен на модернизацию современной образовательной системы школ и разработку научно обоснованных подходов к здоровьесберегающей деятельности. Мы получили статус областной инновационной площадки. Такое направление в инновационной деятельности было выбрано не случайно. Команда наших футболистов «Сокол» к этому времени побеждала и на турнирах областного, регионального и международного уровней. Позже наши юные спортсменки пополнили состав женской футбольной команды «Дончанка», которая выступает в первом дивизионе России. Теперь к нашим ученикам добавились высокомотивированные дети, профессионально занимающиеся спортом.
В связи с этим обострились старые проблемы и появились новые. Учреждение, находясь в ведении Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, постоянно выпадало из единого образовательного пространства города. Дети получали основное и дополнительное образование только в стенах школы-интерната. Так, например, в 2017‑2018 учебном году воспитанники школы занимались в 31 объединении дополнительного образования, и 29 из них находились на базе школы-интерната. Все это препятствовало социализации воспитанников, не давало возможности педагогам нашей школы обмениваться опытом со своими коллегами. Индивидуальные образовательные маршруты для детей в нашей школе не разрабатывались.
Это стало одной из причин ухода учеников из школы. Так, в 2018 году на начало учебного года в 10‑м классе было 22 ученика, на конец – 15. Следует отметить, что переходили в другие образовательные учреждения в основном сильные ученики. Детей становилось все меньше и меньше. Ныне в отдельных классах обучаются по 16‑17 человек. В выпускном всего 9 человек. Коллектив живет в ожидании реорганизации.
Поскольку в области выросло число детей с ограниченными возможностями здоровья, то поддержать образование данной категории предстоит не только в двух коррекционных школах области, но и в новошахтинской общеобразовательной школе-интернате. Для этого в 2020 году в нашей школе был открыт коррекционный класс, в котором обучаются 12 человек. Что с нами будет дальше? На эти вопросы ответа пока нет.
Возможно, в нашей школе будут существовать коррекционные классы параллельно с общеобразовательными. Однозначно, что мы потеряем статус общеобразовательной школы-интерната среднего (полного) общего образования. И с этим нелегко смириться.
Главной задачей новошахтинской школы-интерната всегда была социальная поддержка учеников, а основными функциями – обучение по программам общего образования, воспитание, а также обеспечение круглосуточного содержания детей. Бесспорно, физиологические потребности детей при этом удовлетворяются, они получают образование, но одновременно формируются различные виды депривации. Но мы всегда понимали, что дети, которые находятся в школе-интернате круглосуточно, часто испытывают угнетенное состояние, связанное с психологически неприятной средой. При этом «приходящие» воспитанники, которые после занятий имеют возможность возвратиться в семью, обучаются в нашей школе чаще всего с удовольствием.
На мой взгляд, система работы интернатных учреждений выстроена так, что ученики не социализируются, не приучаются к самостоятельной учебной деятельности и жизненному выбору. Дети живут на всем готовом, находясь шесть дней в школе, не приучаются к реальному труду и не могут выстраивать самостоятельную жизнь, став взрослыми. Некоторые из наших воспитанников, возвратившись в ту же среду, из которой были изъяты, гибнут, садятся в тюрьму.
Думаю, что полноценная социализация ребенка, обучающегося в школе-интернате, невозможна. Нынче важно работать с семьями, не изымать, а возвращать ребенка в семью. Конечно, следует помогать многодетным, неполным семьям, семьям, в которых находятся опекаемые дети, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Акцент необходимо делать на социализации, на взаимодействии с внешним миром.
Татьяна ТОРШИНА, учитель математики новошахтинской школы-интерната, Ростовская область
Комментарии