Проект Национального фонда переподготовки кадров «Информатизация системы образования», о котором «УГ» уже рассказывала своим читателям, предусматривает создание в семи пилотных регионах – Республике Карелия, Калужской и Челябинской областях, Красноярском, Пермском, Ставропольском и Хабаровском краях – свыше шести тысяч школьных команд. Едва ли не впервые за всю историю реформирования отечественного просвещения инициаторы преобразований обратились за поддержкой к непосредственным участникам учебного процесса – педагогам, директорам, детям и родителям. Цель – пробудить активность «снизу», вовлечь все школьное сообщество в освоение новых информационных технологий.
Команда – не от слова «коммандос»
Сам термин «школьная команда» (или «школьная проектная команда») проник в отечественный педагогический сленг относительно недавно. В 70-х – 80-х годах теперь уже прошлого века в советских школах появились так называемые педагоги-новаторы, работавшие преимущественно в одиночку, в рамках одного учебного предмета. В конце 80-х – начале 90-х инновационное движение существенно расширилось, возникло понятие «педагогическая технология», охватывавшее уже несколько предметов, а то и весь уклад жизни учебного заведения. Чтобы реализовать такую технологию, необходимы усилия целой команды единомышленников. Так появились «инициативные группы учителей», переименованные затем в «школьные команды».
Строго говоря, планирование развития школы и внедрение перспективных инноваций – непосредственная функция администрации и педсовета. В этом смысле «школьной командой» должен быть весь коллектив. На практике же традиционная модель управления школой достаточно инертна и ориентирована в большей степени на сохранение существующего положения вещей и выполнение приказов «сверху». Инициировать «снизу» качественные изменения, отвечающие потребностям конкретной школы на данном этапе развития, может скорее небольшая команда единомышленников.
Главным преимуществом школьной команды является неформальный, добровольный характер объединения. Основной ее ресурс – не административный, а интеллектуальный. Она должна не «построить» коллектив, а вовлечь его в совместную деятельность по освоению новых, более эффективных и привлекательных образовательных технологий. Как удачно выразился один из экспертов по работе школьных команд, «команда и коммандос – это совершенно разные вещи».
Обращение разработчиков проекта ИСО к идее школьной команды выглядело вполне логично. Коль скоро ставится задача не только поставить в школы компьютерную технику и цифровые учебные ресурсы, но и «дойти до каждого учителя», мотивировав его работать по-новому – одними призывами свыше не обойдешься. Нужны люди, готовые воспринимать новые предложения и развивать школу изнутри. Поэтому термин «школьные команды» появился в дизайне проекта еще на самом первом этапе его формирования.
Кто играет в школьной команде
Формирование школьных команд началось в конце 2005 года во всех школах пилотных регионов. В их состав входит педагогический актив школы: директор и (или) его заместитель по информатизации, учитель информатики, наиболее активно использующие ИК-технологии учителя-предметники. Возможно также включение в команду «продвинутых» в сфере ИКТ учащихся, выпускников или родителей. Главное – чтобы все эти люди были объединены общими представлениями о смысле своей работы и ее целях.
Именно школьные команды должны выступать «движущей силой» информатизации своего учебного заведения, вовлекая в этот процесс остальных членов педколлектива. Основные задачи школьных команд – разработка и осуществление программ информатизации своего учебного заведения, освоение и внедрение в учебный процесс новых цифровых образовательных ресурсов, создание и поддержка сайта школы. Предполагается, что во многих школах будут созданы советы по информатизации, включающие не только педагогов, но и родителей, учащихся старших классов, представителей местного сообщества. Еще одна важная задача школьных команд – организация «обратной связи» с разработчиками и производителями учебных материалов. Именно школьным командам предстоит собрать отзывы своих коллег и сделать их предметом профессионального обсуждения на встречах с авторами и издателями, форумах в интернете и т.д.
С начала 2006 года для членов школьных команд организуются обучающие семинары, на которых речь пойдет о способах организации проектной работы в школе, возможностях ИКТ в управлении образовательным процессом, формах использования новых учебных материалов. Вести семинары будут региональные и муниципальные методисты, авторы-разработчики цифровых ресурсов, представители учебных издательств и софтверных компаний.
Обмен опытом
«Современному учителю катастрофически не хватает доброжелательного обсуждения собственного педагогического опыта. Я могу попадать на семинары, где меня учат, натаскивают и заставляют, но очень мало в моей жизни доброжелательных ситуаций, где получу поддержку на уровне «я делаю это так». Где я могу что-то рассказать, и это будет заведомо интересно другим, где ко мне будут относиться по-дружески», – такие слова из уст педагогов приходится слышать практически постоянно.
Одной из площадок для такого доброжелательного обсуждения педагогического опыта, по замыслу разработчиков проекта, должны стать школьные команды и поддерживаемые ими сайты школ. Члены команд в своей работе будут постоянно сталкиваться с потребностями в дополнительной информации, изучении чужого опыта и чужих ошибок. Важнейшим источником пополнения профессиональной компетентности станет опыт коллег – из соседней школы, соседнего города или региона. Тем более информационные технологии предоставляют широчайшие возможности для общения на расстоянии, установления рабочих контактов, реализации масштабных сетевых проектов.
Предполагается, что школьные команды будут размещать на сайте своего учебного заведения информацию о своих достижениях и открытиях. На форумах и чатах они будут общаться с коллегами, обмениваясь опытом создания программ информатизации, внедрения в учебный процесс новых ресурсов и технологий. Так естественным образом сложатся устойчивые партнерские связи школ, педагогических объединений и отдельных специалистов. Все это должно стать основой для формирования сетевых сообществ, объединяющих команды единомышленников по всей стране.
Облегчить и упорядочить процесс обмена опытом призвана специальная методика разработки программ и оценки процессов информатизации школы, предложенная экспертами проекта ИСО Александром Уваровым и Григорием Водопьяном. В ее основе – метод кластерного анализа. Все возможные состояния школы в процессе информатизации разбиты на девять кластеров. По каждому кластеру на основе обобщения опыта большого числа «фокусных» школ подготовлены развернутые описания, или «истории информатизации», введенные в базу данных.
Ответив на вопросы типовой анкеты, члены школьной команды через интернет получают индивидуальную справочную форму, содержащую ссылки на соответствующие записи базы данных с описанием опыта информатизации фокусных школ «своего» и «чужих» кластеров, отсортированных по степени близости к уровню данной школы. Таким образом они смогут изучить опыт фокусных школ в своей и других группах, получить доступ к сайтам фокусных школ и при необходимости связаться с их педагогами. В результате у членов школьной команды формируется видение желаемой перспективы для своей школы, на основе которого они разрабатывают программу информатизации. В ходе этого процесса команда может несколько раз заново описывать свое состояние, получать новые версии справочных форм, анализировать опыт «близких» фокусных школ и корректировать разрабатываемую программу с учетом дополнительных данных.
Инициатива не наказуема
Ставя перед школьными командами определенный круг задач, разработчики проекта ИСО отнюдь не собираются как-то ограничивать их деятельность. Напротив, основной смысл проекта заключается как раз в обратном – в поощрении и развитии активности «снизу», свободного педагогического творчества. С этой целью в пилотных регионах будет проведено более полусотни конкурсов по поддержке педагогических инициатив.
С инициативами могут выступать отдельные педагоги и методисты, коллективы педагогов или образовательные учреждения. Согласно документам проекта предпочтение (и соответствующее финансирование) будет отдаваться инициативам, которые могут широко использоваться школами и тиражироваться другими педагогами, пользуются интересом у детей и учителей, имеют подтверждаемое образовательное значение, предполагают широкое использование средств ИКТ и распространяют свое влияние за пределы отдельной школы или муниципального образования.
Примеры педагогических инициатив могут быть самыми разными. Создание виртуального музея или ученического интернет-журнала. Телекоммуникационный образовательный проект, объединяющий школьников и преподавателей из разных регионов. Формирование «методической копилки» удачных разработок уроков и воспитательных мероприятий. Список можно продолжать до бесконечности. Главное – чтобы такая инициатива затевалась не «для галочки», а работала на развитие школы, детей, профессиональный рост учителей.
Нетрудно предположить, что одним из основных участников этой «ярмарки идей» станут именно школьные команды. В одиночку разработать перспективный образовательный проект труднее, чем вместе с коллегами и единомышленниками. Фактически таким образом запускается процесс инициативного обновления школы «снизу», совместными усилиями администраторов, учителей, детей и родителей. Возможно, результаты такого обновления окажутся более важными и значимыми, чем многочисленных бюрократических реформ.
Комментарии