– Пожалуй, самое главное в профессии учителя – это любить людей. Может быть, особенно самых маленьких, неустанно открывающих себя в этом мире, и верить в каждого из них. Я на каждый урок вхожу в класс с волнением, – говорит Сергей Иванович Шипилин, преподаватель биологии новосибирского лицея №200, учитель года Новосибирской области-2013.
16 лет он приходит в школу раньше всех: ему нравятся тишина, постепенно заполняющаяся детскими голосами, и ожидание чуда – впереди новый день, новые надежды… Каждый урок для Шипилина – это поиск человека в человеке. Сергей Иванович преподает не биологию – жизнь. Впрочем, не преподает, скорее говорит с детьми обо всем. Удивляет шестиклашек вопросом: «Кто закрывает кран в то время, когда чистит зубы?» А это значит, что по утрам убегает в канализацию три литра чистой воды. Предлагает детям посчитать, сколько выбрасывает живительной влаги, так необходимой человечеству, вся семья, весь дом, весь город. Или вдруг решает рассказать детям о вирусах как раз во время эпидемии гриппа. Ошарашивает их: «Природа жила без нас миллиарды лет, с нами – всего миллионы. Может быть, вирусы – это ее ответ нам? На что?» Дети задумываются… Это и есть самое важное в уроке – не дать знания о тычинках и пестиках, а пробудить душу, считает Сергей Шипилин. Есть вещи, которых нет в программе, но они обязательно должны быть в уроке, по его мнению. Расизм биология не изучает, а одиннадцатиклассники о нем размышляют вместе с учителем. Принципы Шипилина просты. Не «давать тему», а быть Учителем. То есть не учить, а воспитывать. А знания дети должны добывать. С помощью педагога, конечно, который дает им возможность все увидеть, потрогать, проверить на практике.- Мне очень нравится, что поменялся стиль общения между детьми и учителем. Причем это сделали дети – изменившись сами, изменили педагогов, – уверен Сергей Шипилин. – Когда-то мы смотрели на наших учителей как на небожителей, но ведь и говорить с ними обо всем, что нам интересно, мы не могли, робели. Теперь обсуждаем любые волнующие темы. В старших классах считаю вполне нормальным поговорить о любви и сексе. Удивительно, как много мы не знаем о наших детях. Они такие же романтичные, незащищенные, ожидающие чуда, какими были и мы… Как же непросто любить детей, тянуться до их искренности, преданности, чистоты, открытости и умения удивляться… Многие годы работы в школе я учусь принимать ребят такими, какие они есть, быть терпимым к ошибкам других, но требовательным к себе. На одном из этапов конкурса «Учитель года» была беседа с детьми на тему «Преступление против памяти». Шипилин заготовил разговор по сюжету, который обсуждался в программе Андрея Малахова: фронтовика избили и ограбили, забрав все награды и деньги. Предложил детям подумать, почему это стало возможно. Вывод они сделали сами – падение нравственности. – Я задал вопрос: что бы вы сказали людям, которые завоевали свободу и независимость нашей Родины, если бы вам представилась такая возможность? – рассказывает Сергей Иванович. – И они заговорили от всего сердца, искренне, так, что мороз по коже. Разве это потерянное поколение? Удивительно, что за многие годы в школе Сергей Шипилин, став мудрее, терпимее, даже жестче, как уверяет, остался мальчишкой – романтичным, незащищенным, ожидающим чуда… До сих пор относится к своей профессии с восторгом: «Учитель – это поэт и художник, зодчий и режиссер, это музыкант, настраивающий скрипку ученику так, чтобы она была в ладу с его душой…»Стать учителем Сергей Шипилин решил примерно в третьем классе. Правда, сначала собирался преподавать математику – ее очень любила первая учительница Евгения Ивановна Ярчихина. В сильные морозы, когда в маленькой школе деревеньки со смешным названием Новый Карапуз было очень холодно, Евгения Ивановна собирала ребятишек у себя дома, рассаживала и проводила уроки. А по окончании трех классов Сергею, как и его одноклассникам, пришлось уехать учиться в соседнее село. Жили в старом-престаром интернате, в памяти остались бесконечные ряды кроватей и редкие сладости, которые они второпях жевали с товарищами, чтобы не успели отобрать старшие. Зато, смеется, армию прошел еще в детстве. Главное – там были уроки географии, где Людмила Петровна Мякишева рисовала перед сельскими пацанами дивные картины: синие моря и дальние страны, страшные смерчи и багряные вулканы… – – определяющий момент для человека, – считает Сергей Иванович. Наверное, так же как и со школой. Студент Новосибирского педагогического университета Шипилин был уверен, что станет учителем географии. Ему предлагали работу в городе, но в отличие от сокурсников он остаться не мог. Считал, что обязан вернуться в школу, где учился сам, – в селе Бакмасиха Барабинского района. Поехал бы и дальше, в Новый Карапуз, но деревня к тому времени уже погибала, школу закрыли. Через год по семейным обстоятельствам переехал в Убинское и десять лет работал в школе №1 районного центра. Вместо зарплаты в конце 90-х учителям выдавали колбасу и водку, от которых Шипилин пытался отказываться, но ничего другого не было. Первые деньги получил через год, после того как устроился. Это его не пугало. У него была цель – стать Учителем, тем самым, встреча с которым – определяющий момент для человека. В 2004 году в возрасте 28 лет он получил премию губернатора Новосибирской области «Лучший педагогический работник», четыре года спустя стал победителем конкурса в рамках приоритетного проекта «Образование» с присуждением Премии Президента РФ. Возил своих учеников на различные конкурсы, где они становились лауреатами: «Энергия будущего» под эгидой Росатома, «Юность. Наука. Культура», «Национальное достояние России». В 2009 году он проводил свой первый выпуск в вузы и колледжи – многие выбрали биологию главным предметом в жизни. И вдруг… бросил школу. Переехал в Новосибирск, продав квартиру в селе, полгода был безработным. Искал работу – или себя? – где-то вне образования. Ходил по разным фирмам, предъявляя второй диплом – заочно окончил Сибирскую академию государственной службы. Находились варианты с неплохой зарплатой, но что-то мешало. В конце концов понял, что больше никогда не будет тишины, постепенно заполняющейся детскими голосами, не будет ожидания чуда. Наверное, нужно было все это потерять, чтобы обрести.В лицее №200 биология один из главных предметов. Здесь открыто два губернаторских специализированных химико-биологических класса. Дети такие, что поначалу было немножко страшно, как бы глупость не сморозить. Но это и хорошо – чтобы им соответствовать, нужно быть гибким, уметь меняться. Именно поэтому Шипилин рискнул принять участие в конкурсе снова. Однажды, еще в Убинской школе, попытался, заработав первые седые волосы. Впрочем, и тот проигрыш, и эта победа были не зря. – В конкурсе по-настоящему важны не победы и награды, а общение, дружба, учительское братство. Ну и конечно, возможность реализовать свое право на творчество. Учитель – творческий человек, и не только в своем предмете, но и во всем объеме этого звания, – уверен Сергей Шипилин. Последние годы стали для него, по собственному признанию, периодом интенсивного поиска новых профессиональных идей. Дети в лицее умные, увлеченные, но очень разные. Кто-то, как Дарья Ким, выпускница Шипилина, теперь уже студентка Новосибирского университета, участвует во всесибирских олимпиадах, побеждает на всероссийских. А кто-то прилежно учится, выполняя все задания, но не считает нужным углубляться в предмет. Невозможно, но так хочется увлечь всех:- Биология – это часть общечеловеческой культуры. Пусть не все мои воспитанники станут биологами, для меня важно, чтобы им было интересно познавать природу и самих себя. Хочу, чтобы каждый понимал, как важно сохранить на Земле зелень лесов и лугов, синеву небес, «жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики, на тропинке солнечные блики…». Пусть каждый осознает, что необходимо заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих, что физическое здоровье начинается со здоровья души.Сергей Иванович применяет на уроках и вне их исследовательскую технологию проблемного подхода, разработал множество лабораторных работ, накопил банк проблемных заданий и эвристических задач, которые собрал по всем разделам биологии и экологии. В последнее время стал использовать в старших классах технологию мастерских, позаимствованную у Н.И.Белова и Н.Н.Наумова. Продуктивен и интересен оказался SWOT-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные), Weaknesses (слабые), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы). Во время оценки проекта «Скоростной трамвай» ребята выявили все четыре стороны городского проекта и его влияние на экологическую и социальную ситуацию Новосибирска. Профессиональное удовлетворение ему приносит ежегодное участие учеников в олимпиадах, их победы, дающие право на льготное поступление в вузы. Они влюбляются в биологию, выбирают профессии, связанные с естественно-научным образованием. Но еще важнее то, что лицеисты всерьез увлеклись спасением родной природы. Они изучают влияние пожаров на лесные экосистемы вблизи села Марусино, планируют вклад своей семьи в глобальное потепление и задумываются, как сделать краше улицу, на которой живут. Берут пример с учителя (Сергей Иванович возле своей многоэтажки каждую весну разбивает клумбы с яркими и пахучими цветами). А летом они вместе облагораживают пришкольную территорию, ухаживают за лицейским дендропарком. Относятся ответственно, поскольку знают, что это единственное место для отдыха жителей микрорайона. – У ребят формируются общекультурные, коммуникативные, социальные компетенции, – говорит Сергей Иванович. – Но знаете, еще важнее, как мне кажется, уважительное отношение к труду и любовь к родной земле. Наверное, их не так много, ребят, полюбивших землю, но, мне кажется, свою миссию учителя я исполняю. Разве это не чудо? Новосибирск
Комментарии