«Свобода, равенство, братство» – лозунг Великой французской революции 1789 года не включал в себя право на жизнь. В итоге Франция была залита кровью гражданской войны, гильотины «трудились» в Париже и днем и ночью. Жаль, что во Всеобщей декларации прав человека 1948 года свобода и равенство провозглашаются в первой статье, а право на жизнь только в третьей. Сделало человечество вывод о первостепенной важности данного права? Несомненно. Но определенности не хватает.
Гуманная Западная Европа решила, что пожизненное заключение более человеколюбивый вид наказания, чем смертная казнь. Правозащитники недовольно вздыхают над Уголовным кодексом РФ, где смертная казнь еще не убрана как вид наказания. Вместе с тем следует заметить, что медленная смерть в несвободе более жестокое наказание, чем смерть мгновенная. Ведь не зря «запутались» французские революционеры, поставив на первое место свободу, ради которой оправданы тысячные жертвы, зверства и казни. Главное сейчас нам, современникам, не запутаться.Противники смертной казни убеждены: смертная казнь негуманна. И их главный аргумент – судебные ошибки. Они, к сожалению, нередки.Сторонники представляют свои доводы, например такие, что смертная казнь обеспечивает гарантированное отсутствие каких-либо рецидивов со стороны преступника, является средством защиты от опасных преступников. Граждане «могут спать спокойно», будучи уверены, что за взятку или по иной причине убийца-маньяк не окажется на свободе.Существует мнение, что такое наказание, как смертная казнь, появилось в России вследствие византийского влияния. С принятием христианства князю Владимиру было рекомендовано заимствовать римско-византийскую карательную систему, включающую в себя смертную казнь.Основным источником права Древнерусского государства служит Русская Правда, которую считают крупнейшим памятником древнерусского права. В ней законодательно закреплено право кровной мести, применяемое при убийстве. Мстителями могли быть только близкие родственники, при отсутствии которых взимался штраф (вира) в пользу князя. А вот смертная казнь в Русской Правде не упоминается.При Петре I колесование было закреплено в Воинском уставе и регулярно применялось вплоть до XIX века. Для женщин, убивших мужей, была принята весьма экзотическая казнь: закапывание в землю заживо по шею.В 1744-м Елизавета Петровна временно приостановила исполнение смертных приговоров, в ее царствование не было вынесено ни одного смертного приговора.При Екатерине II в 1775-м были четвертованы Пугачев и Перфильев, причем им отсекли сначала голову. Это было последнее четвертование в России.После Февральской революции 1917 года – 12 марта – было опубликовано правительственное постановление о повсеместной отмене смертной казни. Однако уже 12 июля 1917 года она была восстановлена на фронте за убийство, разбой, измену, побег к неприятелю, сдачу в плен, уход с поля боя. С 1921 по 1954 год, только по официальным данным, расстались с жизнью более 643 тысяч жертв.Отношение к смертной казни в России менялось в зависимости от исторической эпохи и, конечно, от личности правителя. Жестокость века и руководителя страны определяли цену человеческим страданиям и человеческой жизни.Сегодня, мне кажется, законодателю следует четко определиться, что он видит в наказании и какие цели преследует, применяя его. Если признать, что есть категория «неисправимых» преступников, то смертная казнь, пожизненное лишение свободы и длительные сроки лишения свободы вполне закономерны и логичны. Если же признать, что любого можно исправить, то и пожизненное лишение свободы, и смертную казнь из системы уголовных наказаний необходимо исключить. Целями наказания в данном случае будут исправление осужденных и предупреждение совершения преступления как осужденными, так и всеми другими.Светлана КОПНИНА, ученица 11-го класса Медвежье-Озерской школы Щелковский район
Комментарии